Проект закона о распространении «антиотмывочных» норм на цифровой рубль был внесен в нижнюю палату парламента в марте этого года группой депутатов и сенаторов во главе с Анатолием Аксаковым. В первом чтении документ Госдума рассмотрит 15 октября. В случае принятия законопроект вступит в силу с 1 января 2025 года.
Инициатива предусматривает многоуровневую модель исполнения «антиотмывочных» требований. Она подразумевает вовлечение в реализацию как участников платформы (кредитных организаций), так и ее оператора (Банк России).
Основной функционал ложится на плечи Центробанка. В частности, за ним закрепляется обязанность на постоянной основе осуществлять «антиотмывочные» меры, предусмотренные политикой платформы. Отвечать за их реализацию будет специально назначенное должностное лицо.
Всех пользователей платформы (за исключением кредитных организаций) ЦБ будет делить на три группы риска совершения подозрительных операций. У регулятора также будет возможность замораживать денежные средства при сомнительных трансакциях.
Кроме того, за оператором предлагается закрепить обязанность передавать в Росфинмониторинг сведения об операциях с цифровыми рублями, подлежащих обязательному контролю (определяются соглашением между ведомствами). Будет сообщать ЦБ и о подозрительной активности, операциях, приостановленных в соответствии с «антиотмывочным» законодательством, и расторжении договоров счета цифрового рубля с пользователями, отнесенными к группе высокого риска.
В ряде случаев (при поступлении соответствующего запроса от Росфинмониторинга) Центробанк должен будет отказаться от заключения договора. Столкнуться с отказом могут юрлица или индивидуальные предприниматели, отнесенные к высокой степени риска совершения подозрительных операций на платформе «Знай своего клиента».
Еще одна категория — лица, чьи денежные средства или имущество были заблокированы в соответствии с законом.
Отдельно законопроект наделяет ЦБ правом отказаться от совершения операции с цифровыми рублями в случае, если у оператора возникло подозрение, что средства получены преступным путем или направлены на финансирование терроризма.
При этом за ЦБ сохраняется право расторгнуть договор счета цифрового рубля с пользователем, получавшим в течение календарного года два и более отказа в совершении операций.
Принятые оператором решения можно будет обжаловать. Механизм аналогичен тому, что действует в кредитных и некредитных финансовых организациях. Он предусматривает поэтапное обжалование принятого решения. Первым вопрос рассматривает оператор платформы. При необходимости жалоба выносится на уровень межведомственной комиссии, в состав которой входят Федеральная таможенная служба, бизнес-омбудсмен, общественные организации и ассоциации банков.
Регламентирует законопроект и действия кредитных организаций, являющихся участниками платформы. За ними сохраняется требование о проведении идентификации клиентов. Полученные данные банки должны будут передавать оператору.
У кредитных организаций, нарушающих «антиотмывочные» требования, Банк России сможет отбирать лицензии.
Одобрение законопроекта комитетом Госдумы по финансовому рынку — значительный шаг в развитии и регулировании новой формы национальной валюты, призванной модернизировать финансовую систему России, указывает управляющий партнер компании «Русяев и партнеры», юрист Илья Русяев. Цифровой рубль, по его мнению, требует особого подхода к обеспечению его безопасности.
Эта инициатива реализуется в рамках подготовки к полноценному выходу платформы цифрового рубля, считает директор продукта Method в финтех-компании Paygine Артем Журавлев. Таким образом власти хотят обеспечить безопасность и соблюдение законодательства РФ при использовании новой валюты, когда она будет доступна для повсеместного использования.
— Расширение [действия норм] 115-ФЗ на цифровой рубль, вероятно, преследует цель повысить прозрачность и использование в законных рамках этого платежного инструмента, — предполагает собеседник «Известий».
Распространение «антиотмывочных» норм на цифровой рубль необходимо для противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, отмечает экономист, член экспертного совета при комитете Госдумы по финансовому рынку Станислав Паулаускас.
— Это позволит усилить контроль над финансовыми операциями, проводимыми через цифровые валюты, и предотвратить возможное использование криптовалют для незаконных целей. Распространение «антиотмывочных» норм на цифровой рубль поможет создать безопасную финансовую среду в сфере криптовалютных операций, — убежден эксперт.
В эпоху цифровых технологий преступники постоянно ищут новые способы легализации незаконно полученных средств и без должного контроля цифровая валюта может стать привлекательным инструментом для таких операций, предостерегает Русяев.
Тем не менее уже сейчас трансакции цифрового рубля прозрачны для государства, так как контроль над операциями находится в одних руках — у Центрального банка России, указывает директор «S+Консалтинг» Евгений Романенко.
— Мониторинг и соблюдение мер по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма также входят в полномочия оператора. ЦБ РФ способен полностью восстановить всю последовательность преступных операций, — отмечает он.
Внедрение «антиотмывочных» норм позволит существенно повысить прозрачность платформы цифрового рубля, убежден Илья Русяев. Предлагаемая законопроектом многоуровневая модель исполнения требований предусматривает вовлечение как банков-участников, так и непосредственно Банка России.
— Это создаст комплексную систему контроля, где каждый уровень будет иметь свои обязанности и полномочия, — разъясняет эксперт.
Центральный банк, выступая в роли оператора платформы, получит широкие возможности для мониторинга и анализа операций, уточняет он. Регулятор сможет оценивать степень риска совершения подозрительных операций и относить пользователей к различным группам по этому признаку.
— Такой подход позволит более эффективно выявлять потенциально незаконные трансакции и принимать своевременные меры по их предотвращению, — подчеркивает юрист.
Любая форма денег может быть использована в преступных целях, отмечает Илья Русяев, однако особенности цифрового рубля, в частности его привязка к централизованной платформе и возможность отслеживания всех трансакций, делают его менее привлекательным для преступников по сравнению с наличными деньгами или обычными криптовалютами.
— Внедрение строгих «антиотмывочных» норм значительно усложнит процесс использования цифрового рубля для незаконных операций. Возможность Центрального банка замораживать средства, отказывать в открытии счетов подозрительным лицам и организациям, а также обязательство сообщать о подозрительных операциях в Росфинмониторинг создадут серьезные препятствия для потенциальных преступников, — уверен собеседник «Известий».
Теоретически «отмывание» цифровых валют, включая цифровой рубль, возможно несколькими способами, считает Станислав Паулаускас.
Например, путем смешивания с другими криптовалютами, использования анонимных кошельков, проведения сделок в теневой зоне или через обмен на фиатные деньги на нелегальных площадках.
— Сюда может входить вероятность финансирования терроризма, уклонение от налогов и легализация доходов, полученных незаконным путем. Поэтому внедрение «антиотмывочных» мер для предотвращения подобных негативных последствий и обеспечения безопасности и прозрачности операций с криптовалютами и цифровым рублем в частности является важным, — обращает внимание эксперт.
Риск отмывания преступных доходов с помощью цифрового рубля может сохраняться по механизму «дропов» (продажа личных данных для использования в преступных целях), дополняет Артем Журавлев. Действия властей по разработке новых законодательных инициатив направлены на минимизацию существующих рисков.
Полностью, впрочем, исключить вероятность использования цифрового рубля в преступных схемах невозможно, полагает Русяев. Преступники всегда ищут новые способы обхода законов и систем безопасности, поэтому законодательство и методы контроля должны постоянно совершенствоваться, чтобы соответствовать новым вызовам.
— Расширение «антиотмывочных» норм на платформу цифрового рубля — необходимый шаг для обеспечения безопасности и стабильности финансовой системы России в эпоху цифровизации. Это позволит создать надежную основу для развития новых финансовых технологий, одновременно защищая интересы государства и граждан от потенциальных угроз, связанных с финансовыми преступлениями, — резюмирует юрист.
Валентина Аверьянова