В последнее время мошенники начали звонить россиянам с грузинских номеров, чей телефонный код — 995. При этом сами преступники обычно находятся не там, а на западе Украины, рассказал RT заслуженный юрист России Иван Соловьев. По его словам, мошенники пользуются сервисом подмены номера и выбирают грузинский код, потому что он напоминает российский 985 и вызывает больше доверия.
Звонящие обычно представляются сотрудниками МВД и заявляют человеку, что некие лица обвиняют его в подделке доверенности и краже денег с чужого счета. Затем они спрашивают жертву о том, какие у нее есть счета, и требуют проверить, нет ли там «украденных» средств.
В случае если человек разглашает информацию, у него могут похитить деньги. Поэтому юрист призвал не верить таким звонкам — независимо от того, с какого телефона они поступили.
«Если полиции что-то нужно, они приглашают человека к себе, устанавливают личность, проверяют паспорт, а потом снимают объяснения или допрашивают под запись. Всё оформляют и просят расписаться. Это установленное законом правило. Кто делает по-другому — или нарушает закон, или является мошенником», — предупредил Соловьев.
Как говорит в беседе с «Известиями» руководитель практики интеллектуальной собственности юридической фирмы DRC Владимир Ожерельев, сегодня многие мошенники звонят россиянам из-за границы, поскольку у российских правоохранительных органов нет эффективных способов привлекать к ответственности лиц, находящихся в другом государстве.
— Эта практика получила распространение в последние годы — вместе с ростом доверия населения к удаленным и цифровым банковским сервисам, — указал эксперт.
В свою очередь, старший преподаватель кафедры банковского дела университета «Синергия» Андрей Сироткин отмечает, что злоумышленники нередко звонят россиянам из недружественных стран или стран, с которыми у России сложились напряженные отношения.
— Например, в последнее время фиксируется огромная масса звонков с украинских номеров либо с номеров россиян, но с Украины, — объясняет специалист. — У звонящих заметный украинский акцент. В этом случае прослеживается политический мотив: мошенники хотят навредить именно россиянам, завладев их данными или деньгами.
С Андреем Сироткиным согласна старший преподаватель факультета информационных технологий университета «Синергия» Светлана Алексахина: по ее словам, цели злоумышленников могут лежать не только в экономической плоскости, но даже в политической и военной. Их может интересовать всё что угодно — от банального хищения денежных средств до влияния на политические вопросы и даже нанесения экономического ущерба стране.
— Используя территории и юрисдикции третьих стран при совершении правонарушения, мошенники стараются уйти от ответственности, — отмечает эксперт. — В этом могут участвовать не только отдельные физические лица, но и целые организованные группы.
По словам Андрея Сироткина, массовое развитие среди мошенников практики звонков из-за рубежа началось 7–10 лет назад, когда в России начали притеснять «скиммеров» и «фишеров». Эти преступления отнесли к числу уголовно наказуемых, тогда как деяния с использованием методов социальной инженерии избежали этой участи.
Мошенники используют самые разные схемы обмана, обычно представляясь сотрудниками банков или правоохранительных органов. Но даже если они действуют под видом других, безобидных с виду организаций, это может быть лишь первым шагом преступного сценария, призванного усыпить бдительность жертвы.
— Подобных схем тысячи, и каждый день придумывается что-то новое, — рассказывает Андрей Сироткин. — Особенно распространены схемы, связанные со Следственным комитетом, прокуратурой, Центральным банком РФ, «представителями» сервиса «Госуслуги».
Цель таких звонков — в переводе денег со счетов граждан либо выманивание персональных данных клиентов, чтобы потом использовать их с преступным умыслом, отмечает он.
Как говорит в беседе с «Известиями» Владимир Ожерельев, сегодня нет реальных механизмов привлечения к ответственности мошенников, звонящих россиянам из-за рубежа. Для этого требуется эффективная международная кооперация правоохранительных органов. Но преступники часто находятся в государствах, с которыми у России сейчас исключена любая кооперация.
Впрочем, по словам Андрея Сироткина, есть простые способы понять, что вам звонит злоумышленник. Если речь о госорганах, то эксперт советует уточнить номер служебного удостоверения звонящего, дату выдачи документа и ФИО руководителя. Как правило, после третьего-четвертого уточняющего вопроса мошенники бросают трубку либо говорят, что они такие данные не предоставляют.
— При этом среди злоумышленников порой попадаются подготовленные, — отмечает эксперт. — К примеру, они могут сообщить адрес их места работы или придумать номер удостоверения. Будучи неплохими психологами, они знают, как отвечать на ряд вопросов, поэтому лучше просто положить трубку.
Сироткин советует в любом случае устанавливать специализированное программное обеспечение, которое фильтрует подозрительные звонки и спам-рассылки. Соблюдение цифровой гигиены очень важно для того, чтобы не попасться на крючок злоумышленников.
Мария Фролова