СИМ докатились до обязательной сертификации

Мин­пром­торг пла­нирует вклю­чить СИМ в пе­речень тран­спортных средств, под­ле­жащих обя­затель­ной сер­ти­фика­ции. По мне­нию влас­тей, из­ме­нения не ста­нут кри­тичес­ки­ми для рын­ка про­ката элек­тро­само­катов и не ска­жут­ся на та­рифах арен­ды. Кик­ше­рин­го­вые ком­па­нии та­кая пер­спек­ти­ва не бес­по­коит, пос­коль­ку в Рос­сии по­ка нет про­филь­ных ла­бора­торий для тех­ни­чес­кой оцен­ки.

1 февраля 2023 г. в России вступил в силу ГОСТ Р 70514-2022 для производителей электронных средств индивидуальной мобильности (СИМ - электросамокаты, гироскутеры, моноколеса), который ввел требования на ограничение максимальной скорости в 25 км/ч и возможность определять местоположение таких девайсов. Вслед за этим, 1 марта, заработали обновленные правила дорожного движения, которые официально признали водителей СИМ в качестве его участников и определили размер штрафов для них - от 800 до 1500 руб.

На данный момент ГОСТ носит рекомендательный характер, однако Минпромторг РФ считает, что логичным продолжением истории "легализации" СИМ должен стать обязательный технический межгосударственный регламент. Предполагается, что новый ГОСТ будет отнесен к области применения технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", следует из презентации департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга РФ, представленной 6 апреля на конференции микромобильности "Съезд на СИМ".

"Мы сегодня заканчиваем общественное обсуждение изменений в техрегламенте, после этого выходим на площадку Евразийской экономической комиссии и постараемся сделать эти требования обязательными", - сказал замглавы департамента Эдуард Кийко. Инициативу министерства он объяснил необходимостью повышать уровень безопасности для водителей СИМ, что невозможно без обязательных требований к конструкции устройств.

Позицию Минпромторга критикует профессор кафедры "Автомобили" МАДИ Виталий Гаевский, который убежден, что вступивший в силу ГОСТ нужно не закреплять обязательными требованиями, а серьезно доработать - прежде всего в части критериев, что попадает под электрические СИМ. По мнению инженера, принимать во внимание при такой классификации нужно не только максимальную скорость, но и массу транспортного средства. Таким образом, в "семейство" СИМ должны, в частности, попасть оборудованные мотором велосипеды, известные как "курьермобили".

По мнению Виталия Гаевского, распространение на электрические СИМ требований технического регламента Таможенного союза противоречит соглашению между странами и не может быть реализовано. "Минпромторг внес поправки, чтобы в 10-й регламент ввели несколько ЭСИМ, но ГОСТ на них не может быть внесен в технический регламент по закону", - утверждает он. По его словам, из пункта 6.1 в регламент Таможенного союза могут быть внесены либо требования межгосударственных стандартов, либо стандартов национальных, но применяться они в этом случае должны лишь на добровольной основе. Таким образом, создаются взаимоисключающие условия, не позволяющие Минпромторгу требовать от производителей и поставщиков ЭСИМ обязательного соответствия ГОСТу.

Источник, близкий к Минпромторгу, пояснил корреспонденту ComNews, что введение обязательной сертификации на ЭСИМ не станет обременительным для бизнеса по их прокату и не увеличит стоимость услуг. В качестве примера он привел успешно работающие каршеринговые компании, транспортные средства которых стоят несравнимо дороже, чем самокаты, при сравнительно одинаковых с кикшерингом тарифах. "Сертификация партии однотипных самокатов не ударит по карману их поставщиков, так как стоимость ее едва ли превысит 5000 руб., а для подобного бизнеса это не столь ощутимые затраты", - уточнил собеседник ComNews.

На вопрос корреспондента о возможных последствиях реализации инициативы Минпромторга генеральный директор ПАО "Вуш Холдинг" (ООО "Вуш", компания Whoosh) Дмитрий Чуйко выразил сомнение, что производители и владельцы самокатов в обозримом будущем смогут на практике проходить сертификацию и получать соответствующие документы - будь то добровольная или обязательная сертификация.

"Мы уверены, что наши самокаты совпадают с тем, что написано в этом ГОСТе. И мы пытались найти лабораторию, которая сделает проверку и выдаст соответствующее заключение. Эти поиски не увенчались успехом, никто не готов браться за исследования, мотивируя отказ новизной ГОСТа и отсутствием оборудования. Аналогичная история была с мопедами, когда в ПДД существовали требования о номинальной мощности, но методик ее измерения в России не существовало", - пояснил руководитель компании. Но если ситуация изменится, то Whoosh будет двигаться в этом направлении, чтобы полностью отвечать требованиям российского рынка, добавил он.

Па­вел Си­няков

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: регулирование