Депутаты единогласно проголосовали за введение административной ответственности за неисполнение требований закона «О рекламе» в отношении лиц и компаний, размещающих рекламу в сети интернет. Ответственным за исполнение данных законодательных норм является Роскомнадзор, который будет штрафовать граждан и компании за отсутствие маркировки в размещаемой ими интернет-рекламе, а также за нарушение сроков или предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации о рекламе.
Физлицам за нарушение обновленного рекламного законодательства грозит штраф до 30 000 рублей, юридические лица, преступившие закон, заплатят до 500 000 рублей, а должностные лица - до 100 000 рублей. Кроме того, отсутствие маркировки на рекламном обращении также будет наказываться штрафом - от 100 000 до 500 000 рублей. Самые большие штрафы до 700 000 руб грозят так называемым операторам рекламных данных - крупным ИТ-компаниям, на платформах которых распространяется реклама. К ним относятся Яндекс, Сбер, Озон, МТС, Вымпелком и другие.
Помимо штрафов, нарушителей ждет полная блокировка их рекламной активности в интернете.
Главная цель нововведения по задумке парламентариев - вывести рынок интернет-рекламы из тени и сделать его более понятным и прозрачным для всех участников и для государства. Например, заказчик рекламы теперь сможет посмотреть весь путь его рекламного объявления и удостоверится в том, что реклама действительно была размещена агентством или отдельным исполнителем. Пользователи сети интернет, в свою очередь, смогут результативно жаловаться на рекламу, продвигающую мошеннические схемы и прочие противозаконные действия.
Информация о всех рекламных объявлениях, видео и баннерах в сети будет аккумулироваться в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР). Кроме того, реестр будет собирать данные об объекте рекламирования, типе рекламной кампании в интернете, средствах и формах распространения рекламы, ее стоимости и прочих параметрах. Эти сведения должные передавать туда все распространители рекламы. Предполагается, что, в первую очередь, это будут операторы рекламных данных и рекламные агентства, которые выступят посредниками между рекламодателями и ЕРИР, передавая необходимую информацию в Роскомнадзор.
Среди рекламной активности в интернете останутся форматы, которых новый закон не коснется. Это e-mail рассылки по базе собственных клиентов, пуш-уведомления, а также теле- и радиотрансляции.
Стоит отметить, что как только законодательная инициатива о маркировке и учете интернет-рекламы только появилась на свет в 2022 году, многие участники рынка и эксперты восприняли ее негативно, считая вводимые требования чрезмерными и усложняющими работу в сфере интернет-рекламы как для заказчиков, так и для исполнителей.