С 1 сентября 2022 г. вступил в силу закон, согласно которому рекламодатели, разместившие в интернете рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, обязаны предоставлять информацию о ней в Роскомнадзор. Однако до сих пор никакие штрафы за нарушение закона не действовали. 20 июня 2023 г. депутаты Госдумы одобрили введение административного наказания по нескольким пунктам.
Среди них, например, неисполнение рекламодателем обязанности по предоставлению информации о распространенной в интернете рекламе в Роскомнадзор. Теперь за такой проступок физическим лицам придется заплатить штраф в размере от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб., должностным - от 30 тыс. руб. до 100 тыс. руб. и юридическим лицам - от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
За распространение рекламы без присвоенного оператором рекламных данных идентификатора штрафы составят для физических лиц - от 30 тыс. руб. до 100 тыс. руб., для должностных лиц - от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб. и для юридических лиц - от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
За неисполнение оператором рекламных данных обязанности по передаче предоставленной ему в соответствии с законодательством информации о распространенной рекламе в Роскомнадзор юридическим лицам придется потратиться на сумму от 300 тыс. руб. до 700 тыс. руб.
По словам президента ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) Бориса Омельницкого, рекламодателям не стоит бояться нового закона, если они всегда честно выполняли обязанности. "Добропорядочные рекламодатели стремятся максимально следовать требованиям закона, а как будет складываться практика применения штрафов - мы увидим в сентябре", - уточнил Борис Омельницкий.
Представитель пресс-службы Роскомнадзора рассказал корреспонденту ComNews, как работает механизм выявления и наказания нарушителей: "Для установления виновных мы будем учитывать обязанности участников рынка, закрепленные в договорах, а к ответственности привлекать тех, кто непосредственно передал данные или исказил их. Как правило, рекламодатель передает обязанности по учету рекламы профессиональным участникам рынка – агентствам и рекламным системам. Введение ответственности направлено в первую очередь на предоставление именно этими участниками достоверных сведений о размещенной рекламе. Предусматриваемые законопроектом штрафы соразмерны наказаниям за другие нарушения законодательства о рекламе".
Созданный Роскомнадзором единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) обеспечивает независимый учет рекламы в интернете, позволяет контролировать исполнение договоров между рекламодателем и рекламораспространителем. Участники рынка вносят в ЕРИР информацию об объекте рекламирования, типе рекламной кампании в интернете, средствах и формах распространения рекламы, ее стоимости и другие сведения. Согласно закону, такую информацию рекламодатель может передать в систему через операторов рекламных данных (ОРД).
Одним из таких ОРД является ООО "ВК Рекламные технологии" (принадлежит VK). Представитель пресс-службы VK объяснил корреспонденту ComNews, каким образом происходит маркировка рекламы и как проходит процесс передачи данных в ЕРИР: "По закону "О рекламе", с 1 сентября 2022 г. рекламу в рунете необходимо маркировать. Все участники рынка должны присваивать рекламному креативу идентификатор - токен. После каждого месяца трансляции рекламы в течение 30 календарных дней необходимо передавать в ЕРИР информацию обо всей размещенной рекламе, участниках цепочки ее распространения и статистике показов, договоров и актов. Получать токены и обмениваться информацией между участниками рекламной цепочки и ЕРИР помогают операторы рекламных данных (ОРД). ОРД VK бесшовно интегрирован со всеми рекламными платформами компании, поэтому маркировка и передача данных в ЕРИР для наших клиентов и партнеров происходит автоматически".
Независимый эксперт по рынкам ИТ и телеком Вадим Плесский раскритиковал закон, увидев в нем немало отрицательных моментов: "Данный закон исходит из желания все и всех регулировать. Депутаты говорят про "независимый учет рекламы в интернете". Но какой же он независимый, если все данные поступают в Роскомнадзор? Введение в действие принятых нормативов приведет к стагнации рекламного рынка. Такой формат учета и контроля не удобен ни рекламодателям, ни медиа. Уже принятые бюджеты пройдут по новым правилам, а дальнейшие расходы рекламодатели будут пересматривать. Интернет – это не классическое СМИ (газета или журнал), где есть редакция, главред, издатель. Интернет-СМИ может состоять из одного человека, который освоил нишу и успешно в ней работает. И теперь ему государство начинает вставлять палки в колеса. Подход к интернет-медиа должен быть принципиально другой – минимум регулирования, максимум прозрачности".
Павел Королев