Разработчик ПО для анализа пользовательского опыта Vigo провел анализ пользовательского трафика YouTube на базе более чем 161 тыс. измерений в сетях передачи данных РФ. Эксперты проанализировали ситуацию за период с 3 июня по 9 сентября 2024 года.
Согласно их выводам, среднее время, через которое начинается показ ролика для пользователей стационарных сетей, увеличилось практически в 10 раз — с 1,21 секунды в начале июня до 11,01 секунды в начале сентября. У мобильных операторов скорость загрузки снизилась более чем вдвое, с 1,76 секунды в июне до 3,83 секунды в сентябре.
— На фиксированных сетях доля пользователей YouTube, которые не дожидаются открытия видео роликов, в пять раз больше, чем на мобильных. Это объясняется разницей в абсолютном значении времени ожидания открытия ролика. При этом порог в 3 секунды считается средним субъективным временем ожидания, когда пользователь не ощущает дискомфорта в ожидании первого кадра видео, — пояснил директор по продуктам компании Антон Прокопенко.
Доля роликов, ждать начала показа которых нужно более 3 секунд, в июне была всего 2,8%. А теперь «тормозят» более половины — 56,7%, то есть показатель ухудшился в 20 раз. Теперь зрителю из РФ приходится ждать запуска видео в пять раз дольше: 9,49 секунды вместо 1,27 секунды.
Специалист также отметил, что количество случаев, когда пользователи закрыли ролик, не дождавшись первого кадра, выросло в пять раз — с 3% до 15%. Вкупе с падением просмотров в сетях РФ на 40% общий показатель достиг рекордно низкой оценки. По словам эксперта, россияне стали смотреть YouTube вдвое реже, а в цифровом значении суммарные просмотры для РФ сократились на 52%.
В Роскомнадзоре не стали комментировать ситуацию, связанную с замедлением работы YouTube и результаты исследования компании Vigo.
По словам эксперта Антона Прокопенко, если посмотреть на скорость исходящего трафика YouTube во время открытия ролика, то на фиксированных сетях она снизилась в шесть раз, а на мобильных — в два раза. При этом замедление трафика привело к тому, что пользователи всё чаще смотрят видео в более низком качестве.
— Если проанализировать соответствие разрешения видео и объема данных, который необходимо получить, чтобы посмотреть одну секунду видео, можно сказать, что раньше пользователи стационарных сетей как правило открывали видео с разрешением FullHD (1080p) и частотой 30 кадров в секунду (при кодировании H.264), а мобильных — HD (720p). Новая же реальность пользователя YouTube: на фиксированных операторах, если повезет, это будет «большой пиксель посредине экрана» — 360p, а на мобильных операторах — SD-качество (480p), — заявил Антон Прокопенко.
По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, технические проблемы будут продолжаться.
— Люди постепенно переходят в «VK Видео», RuTube, в NUUM. Однако в будущем, когда технические проблемы решатся, интерес к YouTube может вернуться, — полагает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.
YouTube можно использовать в виде исключения, так как некоторых авторов до сих пор нет на русскоязычных площадках, полагает специалист ФГБУ «Федерального центра подготовки спортивного резерва», преподаватель кафедры киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта университета «Синергия» Даниил Лопатников.
— В остальном же отечественные сервисы предоставляют все возможности комфортного просмотра контента у них, — отметил он.
По мнению директора Межконтинентальной киберспортивной лиги Александра Горбаченко, до тех пор пока Google, владеющая YouTube, не начнет выполнять требования законодательства РФ, технические проблемы будут продолжаться. Со временем российские пользователи перестанут пользоваться видеохостинга на регулярной основе, резюмировал эксперт.
Антон Белый