Прогноз мирового рынка ТОиР
Как сообщается в отчете Maintenance Repair And Operations Global Market Report 2025, из-за стремительного повышения тарифов США и последовавшей за этим торговой напряженности весной этого года мировой рынок столкнулся с трудностями из-за возросших расходов на аппаратные компоненты. Кроме этого, начались задержки в глобальных цепочках поставок.
Теперь компании вынуждены уделять приоритетное внимание цифровой трансформации, инструментам принятия решений на основе данных, оптимизации затрат и стратегическому управлению запасными частями. На фоне внешнеэкономических факторов продолжат развитие главные, в том числе и для российского рынка, тенденции последних лет — цифровизация и интеграция рынка с Индустрией 4.0, кастомизация решений, коллаборативная робототехника и автоматизация.
— Думаю, что мировые тенденции продолжатся и в 2026 г. Сегодня для российского рынка особенно актуальны вопросы, связанные с закупочной деятельностью и планированием. Об этом в том числе говорят металлурги, которые исторически являются индикаторами технологических инноваций, — отмечает Денис Труфакин, директор Центра экспертизы ТОиР компании «Деснол», разработчика и интегратора экосистемы 1С:ТОИР. — На рынке уже развиваются B2B-маркетплейсы для промышленных компаний. Некоторые предприятия пошли в сторону развития собственных решений. Например, в этом году мы реализовали проект с одним из лидеров рынка цветной металлургии по интеграции EAM-системы 1С:ТОИР КОРП с внутренним маркетплейсом регулярно-потребляемых материалов. Такая связка поможет ремонтной службе упростить закупочный процесс, контролировать остатки и эффективно управлять складскими запасами.
Драйвером роста глобального рынка MRO в 2026 г. останется обрабатывающая промышленность. По мнению экспертов российского рынка технического обслуживания и ремонта (ТОиР) оборудования, этот сектор российской экономики также будет лидером в ближайшие годы в сфере цифровизации процессов управления активами. Как и в прошлом году, автоматизация продолжит активно проникать в пищевую промышленность. Интерес к цифровым инструментам покажут горнодобывающая и химическая промышленности, оборонно-промышленный комплекс, энергетика, металлургия, транспортный и нефтегазовый секторы.
Согласно прогнозу международной консалтинговой компании Mordor Intelligence, в ближайшие годы высокую динамику покажет предиктивное обслуживание — среднегодовой темп роста составит 35,2%. За пять лет — с 2025 по 2030 годы — рынок вырастет в 4,5 раза и достигнет $63,64 млрд. Этому будут способствовать снижение цен на датчики, конвергенция периферийных и облачных вычислительных технологий и продолжающаяся цифровизация промышленности в капиталоемких секторах экономики.
Сервис предиктивной аналитики есть в продуктовой линейке экосистемы 1С:ТОИР и идет дополнением к системе «1С:RCM Управление надежностью» от российского разработчика и интегратора компании «Деснол». Инструмент позволяет определять нарушения при эксплуатации оборудования, обнаруживать скрытые неисправности и, тем самым, повышать качество и точность RCM-анализа в системе 1С:RCM. Оба продукта уже рассматривают как продолжение развития экосистемы 1С:ТОИР такие компании, как «Удоканская медь», «Нэфис Косметикс», «Черногорская ГРК» (входит в холдинг «Русская платина») и Иркутская нефтяная компания.
1С:RCM позволяет формировать и сравнивать стратегии, дает рекомендации по выбору оптимальных вариантов обслуживания на основе наиболее высокого показателя ROI. В 2025 г. запланирован выход обновленной версии системы редакции 2.0, которая, по словам разработчиков, будет отличаться качественно новым уровнем интеграции с продуктом 1С:ТОИР КОРП и новыми функциональными возможностями, включая RCA-анализ (анализ коренных причин дефектов).