Доля онлайн-операций по Tinkoff Pay среди клиентов банка достигла 38,8% и превысила показатель по двум иностранным сервисам до прекращения их работы в РФ, видно из данных сервиса интернет-эквайринга «Тинькофф Касса» (есть у «Известий»). Там проанализировали трансакции на более чем 10 тыс. сайтах, где доступна оплата с помощью Tinkoff Pay. Ранее на той же выборке интернет-площадок совокупная доля операций по Apple Pay и Google Pay среди клиентов банка составляла только 25,1%.
Популярность сервиса связана с тем, что он позволяет платить онлайн на сайтах и в приложениях без ввода реквизитов карты и SMS-кода с подтверждением трансакции, отмечают в «Тинькофф Кассе». Это стало особенно актуально после ухода иностранных решений с российского рынка в марте 2022-го. В основном пользователи рассчитываются через систему банка с мобильного телефона — в 85% случаев, а в остальных — с компьютера. Сейчас этот сервис доступен только клиентам «Тинькофф», однако в дальнейшем его смогут применять и клиенты других кредитных организаций, рассказали в компании.
В «Сбере» также зафиксировали активный рост числа трансакций по SberPay, причем как в офлайн-магазинах, так и на сайтах и мобильных приложениях, сообщили в пресс-службе банка. Там добавили: сейчас сервисом ежемесячно пользуется более 28 млн человек. А число интернет-площадок, где принимается такой метод оплаты, превышает 80 тыс. «Известия» направили запрос в Yandex Pay и МТS Pay.
Спрос на Mir Pay тоже значительно увеличился в 2022 году, отметили в пресс-службе НСПК. Число карт, подключенных к системе, выросло в 10 раз по сравнению с 2021-м, а количество совершенных операций по Mir Pay — в 15 раз, до 1,2 млрд. Причем сервис продолжил набирать популярность в текущем году. Это связано не только с уходом зарубежных платежных решений в начале 2022-го, но также с новыми возможностями и программами лояльности, считают в НСПК.
Там добавили: крупные эквайеры начали подключать интернет-магазины и приложения к приему оплаты по Mir Pay в декабре. Этот способ станет востребованным в интернете, потому что с быстротой проведения операции он позволяет сохранить бонусы от банков и платежной системы, пояснили в пресс-службе.
Рост популярности сервиса подтвердили в крупнейших кредитных организациях. В ВТБ количество платежей по картам «Мир» с использованием этой технологии за прошлый год увеличилось в 2,9 раза, до 170 млн. В Новикомбанке число и объем таких операций в феврале 2023-го выросли более чем в четыре раза к аналогичному месяцу годом ранее.
В «Открытии» доля клиентов, подключивших Mir Pay, по итогам января повысилась в четыре раза по сравнению с предыдущим годом, а объем операций по такой схеме увеличился в пять раз, рассказали в пресс-службе банка. Там оценили: в ближайшей перспективе доля трансакций по Mir Pay может достичь 10–15% от всех операций. А если сервис станет доступен и пользователям iPhone, то показатель способен составить 20–30%.
Сейчас владельцы телефонов Apple не могут использовать электронный кошелек, поэтому значительная часть клиентов остается не охвачена системой, подтвердил директор департамента розничных продуктов Абсолют Банка Виталий Костюкевич. Несмотря на это, ежемесячно число новых пользователей сервиса увеличивается примерно на 20%. Повышение спроса на Mir Pay в прошлом году также подтвердили в банке «Синара» и Совкомбанке.
Резкий рост популярности был вызван ограничениями и уходом из России ряда зарубежных платежных решений, пояснил начальник службы электронного бизнеса Почта Банка Михаил Бахиркин. Однако в этом году стоит ждать продолжения тенденции, особенно на фоне массового запуска кредитными организациями стикеров для оплаты.
Pay-сервисы сейчас действительно набирают популярность, однако практически за год перерыва многие прошлые активные пользователи этого метода могли поменять свои привычки и перейти на альтернативный вариант, отметил основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский. По его словам, оплата с помощью Pay-сервисов в интернете также входит в жизнь россиян. Плюс этого механизма в том, что номер карты для трансакции не нужен и сайту не передается. Потребитель экономит время на вводе данных, а возможность получить кешбэк зачастую сохраняется.
Доля оплат по такой схеме будет увеличиваться, причем крупнейшие участники рынка вынуждены будут интегрироваться и договариваться между собой, чтобы не ограничивать пользователей, считает руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов. Так, даже конкурирующие сервисы начинают встраивать возможность проведения платежей через системы друг друга. При этом рынок еще не насыщен и открыт для входа новых клиентов и игроков, отметил эксперт.
Мария Фрай