Вице-губернатор Петербурга Станислав Казарин обсудил сотрудничество с СПбГАСУ

В рамках визита Станислава Казарина в Санкт-Петербургский Государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ) руководство вуза рассказало вице-губернатору о внедрении инноваций: тренажере на тему охраны труда с использованием технологии виртуальной реальности, мобильном приложении для студентов СПбГАСУ, реализации проектов с использованием технологий информационного моделирования (ТИМ) и лазерного сканирования, о строительных ИТ-лабораториях и других инициативах. Вице-губернатор высказал свои соображения по направлениям возможного сотрудничества.

23 марта вице-губернатор Петербурга Станислав Казарин посетил Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, где пообщался с руководящим составом вуза, а также посетил учебные аудитории и Лабораторию цифровых и информационных моделей в строительстве (ЛЦИМС). После посещения учебных объектов вице-губернатор ознакомился с краткой историей университета, а также с презентациями реализуемых проектов.

СПбГАСУ

История Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета насчитывает 190 лет – он был основан в 1832 году и. Несмотря на солидный возраст, сегодня это один из самых инновационных вузов в России, занимающий лидирующие позиции в своем кластере образования. Миссия университета – сохранение и преумножение традиции школы российских гражданских инженеров, активное участие в реализации национальной цели – создания комфортной и безопасной среды для жизни.

Приоритетными областями деятельности университета являются архитектура и градостроительство, реставрация и сохранение архитектурного наследия, строительство и ЖКХ, цифровая трансформация этих сфер, новые материалы и конструкции. Также в ГАСУ развиваются сферы автомобильно-дорожного комплекса и интеллектуальных транспортных систем (ИТР). 60% образовательных программ вуза прошли международную аккредитацию. Отдельный подраздел в пятилетней программе обучения посвящен цифровой трансформации.

Сейчас в СПбГАСУ обучается около 12 тыс студентов, с ними занимаются порядка 500 преподавателей, существует более 250 баз практической подготовки. С 2022 по 2026 год университет имеет статус федеральной инновационной площадки по двум проектам.

 

 

Лаборатория цифровых информационных моделей в строительстве (ЛЦИМС)

С докладом о созданной в октябре 2020 года лаборатории цифровых и информационных моделей в строительстве (ЛЦИМС) выступил ее директор, Денис Нижегородцев. Лаборатория создавалась для координации и организации работы различных ответвлений университета и специализаций строительства.

В лаборатории – четыре учебных аудитории, имеются комплекты очков виртуальной реальности, планшеты для работы с технологиями дополненной реальности, голографический класс NettleDesk. Также в распоряжении лаборатории различное программное обеспечение, отечественное и зарубежное, в сфере строительного проектирования. Специалисты отслеживают все актуальные обновления и разработки. Имеется оборудование лазерного сканирования, также используется съемка при помощи дронов.

С помощью лаборатории удалось создать несколько проектов: например, информационную модель жилого здания по улице Вавиловых (проект был выполнен в 2021 году). Были разработаны цифровые библиотеки типовых узлов отопления и вентиляции многоквартирных домов – сейчас они размещены в общем доступе на сайте и активно используются специалистами-проектировщиками. Сейчас создается эксплуатационная информационная модель учебного корпуса СПбГАСУ на ул. Серпуховской – проект планируется завершить к сентябрю текущего года и использовать в дальнейшем в эксплуатации корпуса.

 

 

Еще одним пилотным проектом лаборатории является апробация отечественного программного обеспечения BIM WIZARD для разработки сметной документации, завершить которую планируется к июню 2023 года.

В состав рабочих групп проектов входят как преподавательский состав, так и инициативные студенческие группы.

Также университет участвует в программе «Строительные ИТ-лаборатории», где студенты обучаются практическим навыкам цифровизации бизнес-процессов – в рамках этой программы планируется дооснащение лаборатории современными датчиками, позволяющими контролировать на строительных площадках заезда строительных машин, ввоз материалов, работу персонала и т.д.

Чемпионаты, конференции и виртуальная реальность

Силами СПбГАСУ проводится BIM-чемпионат, объединивший за несколько лет более 15 строительных вузов и колледжей. В рамках чемпионата студенты на некоторое время попадают в рабочую среду. Первый этап – заочный, на нем происходит разработка концептуальных архитектурных решений, на втором этапе студенты в аудитории вуза с 9 до 18 в течение пяти дней выполняют проект, который потом защищают перед приемной комиссией, с выпуском необходимой документации. Заданиями, как правило, являются объекты, направленные партнерами чемпионата.

Дипломные проекты также готовятся студентами совместно: между собой взаимодействуют архитекторы, конструкторы, инженерные сети, после разработки документации на следующий год она передается для определения сметы и разработки плана реализации строительства.

СПбГАСУ проводит также международную научно-практическую конференцию, на которой представлены и научные разработки информационного моделирования, и практические разработки. На мероприятие также приглашаются органы власти.

Еще одна инновация – «Современные образовательные технологии для обеспечения безопасности труда в строительной отрасли».

 

 

На базе университета в Красном селе создан специальный полигон «Умный труд». Здесь обучающиеся могут увидеть, какие последствия может нести несоблюдение техники безопасности. Но специалисты университета пошли дальше и создали цифровой двойник полигона, где учащиеся, надев очки виртуальной реальности, могут поучаствовать в инсталляциях опасных ситуаций на производстве и понять, какие действия являются правильными, а какие приводят к катастрофическим последствиям.

Мобильное приложение для студентов

Вице-губернатору также рассказали о мобильном приложении для студентов вуза. Идея создания такого приложения родилась в 2021 году среди самих студентов. Для начала определили целевую группу –  в нее вошли студенты всех форм обучения. Потом определили функции, которые должно выполнять мобильное приложение, и объявили конкурс на дизайн-макет приложения. В основу концепта работы над приложением вошли идеи трех победивших команд.

На следующем этапе начался поиск технологического партнера, который помог бы осуществлять разработку. В результате к работе присоединились студенты из Томского политехнического университета, а диджитал-агентство «Паравеб» предоставило инфраструктуру для разработки, техническое и технологическое сопровождение.

 

 

Наиболее актуальными функциями приложения стали расписание учебных курсов и карта расположения корпусов и аудиторий. Например, прямо из расписания можно переключиться на карту, чтобы посмотреть, как добраться до нужной аудитории. Также среди разделов есть «Вуз в лицах», где можно увидеть информацию о преподавателях, организованную как в алфавитном порядке, так и перечнем по кафедрам. В планах – добавить в приложение новости вуза, а также электронный профиль студента, в котором будут его оценки, зачетка, а также возможность сравнить свой уровень успеваемости с другими обучающимися.

Приложение удалось разместить в App Store и Google Play. Студенты оценивают его на «твердую четверку» при количестве скачиваний более 2800 раз.

Направления сотрудничества

Станислав Казарин заинтересовался мобильным приложением и предложил выяснить, может ли подобное приложение заинтересовать другие петербургские вузы. В случае подобной заинтересованности приложение могло бы перейти в ведомство города, что позволило бы финансировать его дальнейшую разработку и унифицировать его под нужды петербургских университетов. Также он предложил подумать о вариантах размещения приложения, рассмотрев RuStore и мини-аппы ВКонтакте, чтобы в случае проблем с магазином Apple не остаться без возможности скачивания.

«Очень интересно, что BIM-модели можно интегрировать, чтобы строить маршрутизацию по зданию. Если кто-то из петербургских вузов заинтересуется приложением как возможностью поменять дизайн и применить его на своей площадке, можно подумать, чтобы оно стало частью городской системы для аспирантов и студентов, тогда часть финансирования этой разработки мы могли бы взять на себя», – прокомментировал ситуацию Станислав Казарин.

 

 

Особенно Станислава Казарина заинтересовала возможность сотрудничества с вузом в области проектирования полноценной цифровой модели города: вначале как 3D-модели, а по итогам – как комплекса аналитических моделей, включая транспортные потоки, логистику и систему, позволяющую не только ответить на вопрос «что произошло», но и объясняющую, почему это произошло, и что вследствие произошедшего будет дальше. Например, транспортная модель города, согласно планам, должна появиться к 2030 году, однако пока непонятно, достаточно ли будет данных для ее реализации.

Обсудили также и проект цифрового полигона, он показался вице-губернатору интересным, однако о возможностях взаимодействия, по его словам, надо еще подумать.

«Что касается охраны труда – тема для меня новая, я подумаю. Выглядит как реальная цифровая трансформация - здесь иное качество и новый подход к сложившейся сфере. Точно можно на федеральном уровне эту историю пропагандировать и показывать», – поделился впечатлениями Станислав Казарин.

Участники встречи обсудили перспективы развития дронов в городской среде, задачи по управленческим моделям города, контроль строительства с помощью дронов и специальных датчиков и пилотное тестирование с помощью строительной ИТ-лаборатории, а также совместную работу над проектом пилотируемой 3D-печати и даже организацию BIM-классов в отдельных школах, которые на примере оцифрованной модели собственной школы могли бы лучше готовиться к поступлению в СПбГАСУ. В свете большого количества тем для обсуждения было принято решение назначить еще одну встречу для более подробного общения по означенным направлениям.

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Кадры, Регулирование, Инновации

Ключевые слова: обучение, IT-обучение, регулирование