Всё включено: «Сбер» и «Тинькофф» опередили «Яндекс» по выгоде подписок

Подписки от «Сбера», «Тинькофф» и VK назвали самыми выгодными для массового российского пользователя. Об этом свидетельствуют результаты исследования аналитического агентства Frank RG. По данным компании, сервисы позволяют экономить до 1,5 тыс. рублей в месяц. Сейчас охваченная такими инструментами аудитория невелика — около 20 млн. Но уже к концу 2022-го число пользователей подписок увеличится на 30–40%, к 2024-му составит 35 млн человек, а к 2030-му — 55 млн. Что это дает клиентам и почему крупные игроки рынка активно развивают экосистемы — в материале «Известий».

Экономия

На рынке платных подписок пока нет жесткой конкуренции: клиентов относительно немного, и их набирают скорее за счет приветственных предложений, отмечают аналитики Frank RG. Не соперничают игроки и в ценах — у большинства есть предложения с ежемесячной оплатой ниже 200 рублей. В основном компании соревнуются в разнообразии сервисов, входящих в подписку, но когда база клиентов начнет перекрещиваться, усилится и борьба за них.

В среднем в России на каждого активного пользователя приходится 1,5 подписки. Больше всего пользователей у «Яндекс Плюс» (10 млн), МТС Premium (7,4 млн), VK Combo (4,5 млн) и подписок «Сбера» (4 млн). Восемь самых популярных экосистем, включая подписки «Халва. Десятка», Tinkoff Pro, Ozon Premium и «Мегафон +», аккумулируют 30 млн активных аккаунтов.

Frank RG проанализировала выгоды и удобство подписок на основе опроса пользователей. Агентство выяснило, какие сервисы у россиян наиболее востребованные, какими они пользуются чаще всего и сколько готовы на них тратить. В исследование включили как финансовые инструменты (например, условия дебетовой карты и кешбэк), так и нефинансовые (стриминги, доставка еды, онлайн-билеты в кино и т. д.). Анализ показал, что банки и сотовые операторы преимущественно вытесняют IT-компании на рынке подписок.

Аудиторию разделили на два типа: массовый и продвинутый пользователи. Первые по возможности заказывают продукты и товары онлайн, заходят в lifestyle-сервисы, но тратят по карте не больше половины дохода. Вторые — активные подписчики, покупают в Сети всё или почти всё, стараются извлечь максимум из сервисов, тратят по карте 65% дохода и более. Москвичей и жителей регионов анализировали по отдельности.

В рейтинге выгоды для московского массового пользователя на первых трех строчках оказались два сервиса «Сбера» («Сбер Прайм» и «Сбер Прайм +») и Tinkoff Pro. За ними следует VK Combo и «Яндекс Плюс» с их lifestyle-предложениями. Специалисты анализировали тарифные условия, продуктовое наполнение и годовую стоимость. Выяснилось, что «Сбер Прайм +» позволяет экономить 1442 рубля в месяц, Tinkoff Pro — 978 рублей, «Сбер Прайм» — 823, VK Combo — 804, а «Яндекс Плюс» — 511.

Для жителя региона в массовом сегменте картина немного другая. С учетом среднего заработка по-прежнему лидирует «Сбер Прайм +» (экономия 635 рублей), а VK Combo и Tinkoff Pro поменялись местами (выгода 509 и 334 рублей соответственно). «Яндекс Плюс» остался на пятой строчке (233 рубля).

Среди продвинутых пользователей лидируют эти же пять подписок, а экономия даже выше — до 3289 рублей в месяц.

Удобство

Frank RG рассчитали и интегральный рейтинг подписок. Он составлялся на основе продуктового наполнения, но учитывалось не просто количество сервисов, а их важность для клиентов. Например, повышенный кешбэк россияне оценили больше, чем бонусы за такси или доставку еды. Кроме того, в анализ включили показатель удовлетворенности клиентов и готовность рекомендовать друзьям (NPS).

В этом рейтинге на первой строчке тоже оказался «Сбер Прайм +» с весом факторов 65,2%. Компания активно наращивает нефинансовый бизнес. «Мы планируем, что к 2023 году партнерами экосистемы «Сбера» станет полмиллиона компаний», — сказал глава Сбербанка Герман Греф. Финансовая организация инвестировала в экосистемы 150 млрд рублей.

Второе и третье места с почти равными оценками поделили МТС Premium и Tinkoff Pro. «Несмотря на менее широкое наполнение, данные подписки включают наиболее востребованные у пользователей сервисы, которые имеют высокий вес важности по итогам клиентского опроса», — отметили аналитики Frank RG.

Они также подчеркнули, что «финансовые сервисы становятся обязательным элементом мультисервисных подписок, демонстрируя самую высокую востребованность у пользователей и гарантируя высокий уровень клиентской удовлетворенности».

Логично, что по этому показателю лидируют именно подписки банков: «Сбер Прайм +» и Tinkoff Pro, при этом только последний набрал очки по всем трем самым актуальным для пользователей категориям — повышенный кешбэк, бесплатное обслуживание по карте и повышенный процент на остаток по карте.

В декабре вице-президент, руководитель управления партнерских программ «Тинькофф» Александр Бро отмечал, что подписчики в среднем пользуются 2,1 продукта группы и есть планы по расширению количества партнеров. «За год число подписчиков превысило 1,3 млн человек. Мы ожидаем, что к концу 2022 года их число вырастет более чем в два раза», ― добавил он.

«Яндекс Плюс» занял четвертое место, а VK Combo опустился почти в самый низ списка, опередив только OZON Premium и «Мегафон Плюс».

В целом половина пользователей обычно платит за подписки до 500 рублей. Треть — от 500 до 1 тыс., и десятая часть — больше 1 тыс. рублей. Главные аргументы в пользу сервисов — удобство и выгода. Пока не все управляют своими подписками эффективно, к примеру, часть людей о них забывает. Но приветственные предложения компаний сейчас очень гибкие, что позволяет игрокам довольно быстро привлекать лояльных клиентов, для которых преимущества подписок становятся всё очевиднее.

Олеся Тернопольская

Тематики: Финансы, Web

Ключевые слова: Яндекс, Сбербанк, Тинькофф банк