ComNews сравнил выручку и чистую прибыль крупных MVNO, основываясь на данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. Все значения ComNews округлил.
Согласно данным отчетности, ООО "Тинькофф Мобайл" среди банковских MVNO продолжает оставаться лидером по выручке. В 2023 г. она составила 11,2 млрд руб., что на 97% больше, чем в 2022 г. - тогда она равнялась 5,7 млрд руб. Однако чистый убыток составил 34,4 млн (-134%), тогда как в 2022 г. зафиксирована чистая прибыль 102,5 млн руб.
Представитель "Тинькофф Мобайл" рассказал, что в 2023 г. оператор зафиксировал двукратный рост абонентской базы. "Активный рост абонентской базы обеспечил увеличение и выручки, и расходов. Мы много инвестировали в привлечение, использовали охватные медийный инструменты, в том числе ТВ-рекламу, что в отчетном периоде привело к снижению прибыли, но будет иметь положительный эффект в будущем", - рассказал представитель пресс-службы оператора.
Также из значимых событий представитель пресс-службы MVNO отметил запуск девяти новых регионов в партнерстве с МТС и запуск бесплатного сервиса "Защитим или вернем деньги", который защищает счета от телефонных мошенников.
"Тинькофф Мобайл" показал отличную динамику, это было ожидаемо, компания последовательно проводит повышение продаж в большую клиентскую базу клиентов банковских услуг "Тинькофф", - считает генеральный директор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин рассказал, что рост выручки "Тинькофф Мобайл" фиксируется за счет увеличения количества абонентов. Также он объяснил, почему был зафиксирован убыток: "Ему и "Сберу" необязательно быть в плюсе: они прежде всего работают над удержанием, и для них лояльность клиентов к MVNO - дополнительный якорь, который привязывает человека к экосистеме. Они не хотят здесь заработать деньги. Экономика изменилась, расценки поменялись, поэтому появился небольшой убыток. В рамках затрат на привлечение и удержание клиентов для "Тинькофф" это незначительные деньги".
Выручка ООО "Сбербанк-Телеком" ("СберМобайл") в 2023 г. выросла на 24,5%, до 3,2 млрд руб., тогда как в 2022 г. она составляла 2,5 млрд руб. В 2023 г. чистая прибыль выросла до 31 млн руб.
Выручка ООО "Новые мобильные коммуникации" ("Газпромбанк Мобайл") составила 574,3 млн руб. в 2023 г. Это на 104% больше, в 2022 г. - тогда она равнялась 281,9 млн. Также оператор уменьшил убыток на 2%: он составил 387 млн руб., тогда как в 2022 г. - 396,7 млн руб.
ООО "ВТБ Мобайл" закончило 2023 г. с выручкой 336,7 млн руб. - это на 46% больше, чем в 2022 г. - тогда выручка составила 231 млн руб. Также в прошлом году "ВТБ Мобайл" получил чистую прибыль 47,7 млн руб., тогда как в 2022 г. наблюдался чистый убыток в 62,7 млн руб. Рост чистой прибыли составил 176%.
Если выделить четверку банковских MVNO в отдельный сегмент, то доли рынка по выручке в 2023 г. среди ее участников распределяются примерно так: "Тинькофф Мобайл" - 73,15% рынка, "СберМобайл" - 20,9%, "Газпромбанк Мобайл" - 3,75% и "ВТБ Мобайл" - 2,2%.
"Банковские проекты росли опережающими темпами, но и "традиционные" MVNO продолжили расти, включая лидера рынка Yota", - рассказал Константин Анкилов.
Крупнейшим по выручке MVNO по-прежнему остается ООО "Скартел" (Yota). Выручка в 2023 г., согласно данным kartoteka.ru, составила 43,8 млрд руб. - на 11% больше, чем в 2022 г. (39,5 млрд руб.). Yota была прибыльной в 2023 г.: чистая прибыль составила 5,1 млрд руб. (+127%), тогда как в 2022 г. был убыток 19 млрд руб.
ПАО "Ростелеком" не представило данные по выручке MVNO. Комментарий дал представитель пресс-службы ООО "Т2 Мобайл" (бренд Tele2): "В целом мы положительно оцениваем 2023 г.: рынок MVNO продолжает показывать уверенный рост, и его темпы соответствуют нашим ожиданиям. Tele2 отмечает сохранение спроса на услуги MVNO со стороны уже сформировавшихся сегментов и появление новых ниш с большим потенциалом для развития". Tele2 сосредоточилась на улучшении сервиса для действующих партнеров и упрощении запуска MVNO для компаний, не имеющих опыта работы на телеком-рынке.
ПАО "МГТС" также не предоставило комментарий.
"В целом 2023 г был сложным для MVNO - и по прибыльности, и по удержанию абонентов. Даже пропали мотивационные программы. Де-факто растут только крупные компании - "Тинькофф Мобайл", "Сбер Мобайл" и ужимаются компании поменьше. Потребитель стал рациональным: если он не видит смысла, то прекращает платить и держать дополнительные SIM-карты, они ему не нужны, - рассказал Эльдар Муртазин. - Сжатие рынка в 2023 г. и частично в 2022 г. связано с тем, что многие MVNO ориентировались на роуминговые тарифы. По понятным причинам количество зарубежных поездок сократилось, и те, у кого модель была такой, сильно пострадали".
"Рынок продолжит расти в 2024 г., драйверами будут банковские проекты", - полагает Константин Анкилов. А Эльдар Муртазин прогнозирует, что рынок в 2024 г. просядет: "Если смотреть глобально, считать по количеству абонентов, по SIM-картам, рынок просядет на 15-20%".
Анна Швецова