Первую часть заседания провел генеральный директор и основатель рекрутинговой компании «IT-Доминанта» Дмитрий Лаабе.
Дмитрий начал доклад с рассказа о своей компании: с момента основания (с 2004 года) «IT-Доминанта» занимается рекрутингом, но, поскольку рекрутинг во многом зависит от правильно назначенной оплаты труда, то уже 15 лет компания осуществляет также и зарплатную аналитику в сфере информационных технологий – это направление появилось вскоре после кризиса 2008 года. Если раньше основными клиентами были софтверные компании, то после массового исхода зарубежных вендоров состав заказчиков изменился: сегодня это финтех, банки, ритейл, производственные компании.
Среди проблем, по словам спикера, которые актуальны для специфики набора ИТ-специалистов – высокая текучесть кадров, низкая эффективность найма персонала, обоснование бюджета на найм нужного специалиста и ежегодное бюджетирование затрат на персонал. На каждом из направлений Дмитрий остановился чуть более подробно.
Генеральный директор и основатель рекрутинговой компании IT-Доминанта Дмитрий Лаабе.
Фото предоставлено SPb CIO Club
Так, например, помочь удержать специалистов в компании могут хороший моральный климат, высокий уровень зарплат, а также целый ряд внутренних политик компании, которые тоже могут сказаться в ситуации принятия решения о потенциальной смене работы.
Чтобы повышать эффективность найма, сотрудникам рекрутинговой компании требуется понять причины, по которым вакансия не закрывается. Это могут быть неадекватные соотношения требований и условий - например, зачастую камнем преткновения для разработчиков уровня Senior становится необходимость присутствия в офисе. Еще одна распространенная проблема - непопадание в зарплатную вилку.
Как отметил Дмитрий, мало нанять специалиста, - в условиях дефицита сотрудников придется регулярно повышать ему зарплату сопоставимо с уровнем инфляции и общим уровнем рынка. Слишком скромное повышение зарплаты может быть воспринято негативно и привести к увольнению. Поэтому в вопросах бюджетирования можно наблюдать постоянное противоборство между рентабельностью бизнеса и наймом адекватных специалистов.
Исследования в области зарплатной аналитики могут быть как фундаментальными – такие выпускаются один раз в год, так и проводимые раз в квартал по конкретному региону, что позволяет отслеживать динамику. В своей аналитике «IT-Доминанта» делает упор на частоту исследований, проводя их ежеквартально по Москве и Петербургу. При этом, по столице используются только интернет-данные, а по северной столице - и опросы компаний, и интернет-данные. Аналитика интернет-данных в отдельных случаях позволяет решать неразрешимые задачи, например, когда нужно построить аналитику по редким позициям, или провести исследование по выбранному набору компаний.
При поддержании штата обычно привязываются к медианной зарплате, однако на этапе формирования компании могут использоваться статистические данные, привязанные к 75 перцентилям или даже к отметке 90. Отделу HR также немаловажно понимать «маршрут миграции специалистов» – из каких компаний к ним приходят и в какие уходят, поскольку многие стараются поднять свой уровень в начальной компании до того, чтобы уйти в «компанию мечты».
Бывают случаи, когда в каталоге нет нужной позиции или она нетипичная, тогда для индивидуальной аналитики можно использовать интернет-данные – информацию о вакансиях, размещенных на специализированных порталах и размещенные там же резюме. В таких случаях есть два пути – исследования «с прозвоном», когда зарплаты не указаны, и без него, если информация об уровне зарплаты есть в объявлениях.
Еще один вариант исследования – федеральный обзор, основывается всего на 56 наиболее популярных позициях. Это интернет-данные: вакансии и резюме, на основе которых проводится сравнение региональных и московских зарплат. По схожим позициям идут схожие коэффициенты, что можно использовать для редких позиций в федеральном отчете. В то же время аналитиками замечено, что коэффициенты существенно разнятся при базовых позициях, но чем выше уровень специалиста, тем ближе уровень зарплат будет к московским. У senior-разработчиков и аналитиков эта разница составляет порядка 10 %.
Также у компании «IT Доминанта» есть аналитика по компенсационным пакетам - это исследование позволяет ответить, кто работает в офисе, кто удаленно, сколько денег тратится на обучение, спорт, изучение языков, как далеко офис от метро, и т.д. Такое исследование также проводится раз в год.
Также Дмитрий представил цифры по зарплатам, показав какие специальности растут тут быстрее, а какие медленнее. Среди направлений, показавший наибольший рост за последние 9 месяцев – программисты 1С, получившие свой момент славы после ухода SAP. Кроме того, актуальны сегодня программисты на Python и Javascript – это связано с ростом облачных сервисов, а также с тем, что это любимые языки программирования финтеха.
Кадр из презентации Дмитрия Лаабе
Фото: Елизавета Клейн/spbIT.ru
Резмируя свое выступление, Дмитрий отметил, что сейчас рынок труда ИТ-специалистов характеризуется нешуточной борьбой за специалистов уровня Senior, в то время как начинающим ИТ-специалистам, напротив, сложнее найти работу, чем несколько лет назад. Кроме того, он призвал по возможности принять участие в исследованиях компании «IT Доминанта».
Вторая часть заседания прошла по теме финансового аудита. Эксперт Анатолий Московский рассказал об истории аудита вообще и ИТ-аудита в частности, его целях, областях, отдельно посвятив время разбору практических кейсов.
Член Правления CIO Club Анатолий Московский
Фото предоставлено SPb CIO Club
Само по себе понятие аудита сложилось в Европе несколько веков назад, задолго до первого упоминания о подобных проверках в России. Первые случаи ИТ-аудита в Америке также почти на 50 лет опередили российскую практику, именно поэтому эта область в России достаточно непонятна, а также не имеет четкой системы и законодательной базы – в наше стране она пока ограничена только законом о хранении персональных данных.
Можно сказать, как отметил Анатолий, что в России ИТ-аудит в прямом значении этого понятия (то есть, как независимая оценка) появился буквально три года назад, до этого аудит если и проводился, то скорее, с целью предложить компании собственные услуги, ПО или оборудование.
ИТ-аудит, кадр из презентации Леонида Московского
фото: Елизавета Клейн/spbIT.ru
Сегодня компании могут заказать ИТ-аудит для оценки текущего состояния ИТ-инфраструктуры, выявления рисков и проблем, разработки рекомендаций, снижения затрат на ИТ, повышения безопасности ИТ-инфраструктуры, соответствие требованиям законодательства. При этом в ходе аудита проверке подвергнутся ИТ-инфраструктура, аппаратное обеспечение, программное обеспечение, сетевое оборудование, системы безопасности, бизнес-приложения, процессы ИТ-подразделения.
Основной целью ИТ-аудита является обеспечение безопасности данных и основной информации, содержащуюся в цифровом виде.
Несмотря на то, что аудит – независимая оценка, он может проводиться не только внешними, но и собственными специалистами. Внутренний аудит дешевле, рассказал Анатолий, но менее объективный, внешний дороже, но может иметь более глубокий анализ.
Средства при выполнении аудита также могут использоваться разные: это могут быть интервью, опросные листы или автоматизированные средства.
В роли заказчика обычно выступает владелец компании или директор по ИТ (например, это актуально при вхождении в должность для лучшего понимания ситуации).
Из кейсов, приведенных Анатолием в качестве примеров, можно сделать вывод, что зачастую после проведения аудита компания четче понимает потребность в закупках, возможности оптимизации, получает толчок для развития.