Сотовых операторов предлагают обязать информировать граждан о расторжении с ними договоров по оказанию услуг связи и изъятию телефонных номеров, которые они передают другим абонентам. Об этом говорится в обращении вице-спикера Госдумы Бориса Чернышова к главе Минцифры Максуту Шадаеву.
«Согласно закону «О связи», договоры с неактивными абонентами, которые не выходили в сеть более шести месяцев, могут быть расторгнуты в одностороннем порядке без уведомления пользователя. При этом изъятый номер может вернуться в торговый оборот и попасть к злоумышленнику. Учитывая, что на черном рынке продается немало баз данных россиян, преступник может выяснить имя предыдущего владельца и получить доступ, например, к его банковским аккаунтам, аккаунтам в соцсетях, к государственным сервисам, в частности, «Госуслугам», — говорится в документе, с которым ознакомились «Известия».
В нем отмечается, что к депутату обратились граждане, которые столкнулись с такой проблемой, потеряв доступ к аккаунтам, завязанным на SIM-карты. Как подчеркивает депутат, это не единичный случай.
По его словам, ситуацию усугубляет и то, что с 1 сентября 2024 года в силу вступает постановление правительства «Об утверждении правил оказания услуг телефонной связи», которое позволит операторам прекращать обслуживание в одностороннем порядке с абонентами, которые не выходили в сеть 90 дней и более.
«При этом в постановлении не предусмотрено обязательство оператора уведомлять пользователя о предстоящем разрыве договора другими способами, например, через «Почту России» или иные номера телефона, связанные с абонентом», — говорится в письме.
Поэтому Борис Чернышов просит рассмотреть возможность внесения поправок. Как считает депутат, операторы обязаны запрашивать у самих клиентов данные для альтернативной связи на случай блокировки «симки».
— Отсутствие ясного механизма по уведомлению о предстоящем расторжении договора создает проблему для тех граждан, которые регистрировали на свой номер, например, такие сервисы как «Госуслуги», банковские электронные кабинеты или социальные сети, но перестали его активно использовать, — пояснил «Известиям» депутат.
Он подчеркнул, что если телефонный номер окажется у корыстного человека, то он может присвоить себе чужой аккаунт, шантажировать настоящего владельца или совершить от его имени противоправные действия. При этом Борис Чернышов также отметил, что у операторов никогда не было проблем с использованием альтернативных контактов граждан для рекламы собственных услуг. Они активно задействуют и соцсети, и электронную почту, подчеркнул депутат.
В Минцифры сказали «Известиям», что указанная инициатива в адрес министерства пока не поступала. Свою позицию ведомство готово сформировать после ознакомления с документом.
В «МегаФоне» отметили, что сроки прекращения действия договора с абонентом определены в оферте и в описании тарифного плана на сайте оператора — они составляют от 90 до 365 дней. При этом в компании не стали комментировать депутатскую инициативу.
Как сообщили в Tele2, перед заключением договора человек знакомится с условиями обслуживания, которыми предусмотрена возможность одностороннего расторжения. Таковым считается неиспользование услуг связи в течение 180 дней. Эта информация также размещается на официальном сайте оператора, пояснили в пресс-службе оператора.
Там отметили, что за 12 дней до даты прекращения обслуживания клиент получает SMS с напоминанием о прекращении обслуживания и необходимости отвязать номер от банковских и иных сервисов.
— Мы считаем инициативу избыточной, поскольку оператор уже сейчас информирует абонентов о прекращении действия договора, — добавили в компании.
Другие операторы на запросы «Известий» не ответили.
Одна из пользовательниц рассказала «Известиям», что МТС в одностороннем порядке расторг договор обслуживания. Она была абонентом оператора более 20 лет, это ее первый телефонный номер.
— SIM-карта была привязана к Telegram и еще ряду социальных сетей. Однако в какой-то момент пришлось переехать в другой город и реже ею пользоваться, так как в новом регионе был более удобен «Билайн». На днях позвонила родственница и сказала, что по моему номеру отвечает другой человек. При моем обращении в компанию выяснилось, что они без уведомления передали его другому лицу и вернуть уже невозможно, — отметила она.
Аналогичные случаи происходили и с абонентами услуг «Билайна» и Tele2.
По словам главы «Общественной потребительской инициативы» Олега Павлова, уровень проникновения сотовой связи сегодня таков, что на одного человека приходится несколько SIM-карт разных операторов, и, зачастую, это оправдано.
— Разные «симки» служат для разных жизненных ситуаций, и сервисы, которыми пользуется потребитель, привязываются к этим картам. Поэтому, когда происходит изъятие номера, потребитель может столкнуться с утратой очень важной информации, а в некоторых случаях и доступа к финансовым сервисам, — пояснил «Известиям» эксперт.
Именно поэтому, по его словам, предложенная мера достаточно разумна: мобильные операторы исчерпывающим образом идентифицируют потребителя, поэтому у них есть возможность информирования его не только по номеру телефона, но и по электронной почте и адресу регистрации. Также вполне уместно ввести такое уведомление через «Госуслуги», считает Олег Павлов.
Инициатива, скорее всего, направлена на то, чтобы процесс взаимодействия сотового оператора с неактивными клиентами был более прозрачен, и граждане получали информацию о расторжении договора всеми разрешенными законом способами, считает партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.
Электронную почту для информирования задействовать бессмысленно: человек мог указать адрес, которым давно не пользуется, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Но высылать уведомления на другие номера абонента об изъятии контакта, если они есть, для операторов не должно быть проблемой. Точно так же происходит в случае неоплаты услуг.
У людей могут быть свои причины для неиспользования номера в течение какого-то времени, считает преподаватель кафедры юридических и социально-гуманитарных дисциплин университета «Синергия», владелец юридического бюро «Палюлин и партнеры» Антон Палюлин.
— Например, они могли временно отсутствовать в стране, где действует контракт, а SIM-карту применять для выхода в интернет или доступа в личные кабинеты различных ресурсов. Это не должно служить основанием для одностороннего отказа от услуг, поскольку в перечисленных случаях бездействие абонента не направлено на расторжение договора, — считает эксперт.
По его словам, если даже оставить за скобками все те неудобства и дополнительные затраты людей на восстановление контактов и доступа к сервисам, встает вопрос правовой обоснованности расторжения оплаченных договоров по инициативе оператора.
Эксперт считает, что как государству, так и россиянам было бы выгодно, если номер мобильного телефона каждого гражданина будет неизменным.
Наталья Башлыкова
Елизавета Крылова