Вчера МТС последней из «большой тройки» представила финансовые результаты по стандарту US GAAP за прошлый год. Из них следует, что отток абонентов в России сократился на 5,2 процентных пункта, до 42,4%. У «ВымпелКома» этот показатель сохранился в 2012 году на уровне 63%. «МегаФон» не раскрывает уровень оттока и отказался его комментировать вчера. За год абонентская база МТС выросла на 1,7%, с 70 до 71,2 млн абонентов, сохранив лидерство среди «большой тройки».
«Самый низкий отток говорит о высокой лояльности абонентской базы. Обычно при росте потребления услуг и доходов с абонента увеличивался отток, а у нас улучшились сразу три показателя», — отметил президент МТС Андрей Дубосков. МТС также опередила конкурентов из «большой тройки» по росту доходов с каждого абонента. Показатель ARPU (среднемесячных доход от одного абонента) вырос на 9% за год. В то же время сам показатель остается самым низким среди «большой тройки» — 297 руб. против 320 руб. у «Мегафона» и 336 руб. у «ВымпелКома».
Абоненты МТС любят долго поговорить по телефону — средний показатель за месяц — 304 минуты, что больше, чем у абонентов других операторов. За год показатель MOU (количество использованных минут в месяц) у МТС вырос на 13%, так же как у «ВымпелКома», в то время как у «МегаФона» он увеличился на 4%.
По динамике ARPU и MOU МТС давно опережает конкурентов, но в четвертом квартале разрыв сократился, говорит г-н Либин. По его мнению, рост потребляемых минут связан с активным продвижением внутрисетевого трафика. «Но пока он не так хорошо конвертируется в деньги — средняя стоимость минуты снижается быстрее, чем у «МегаФона» и Tele2», — отмечает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Скорее всего, темп роста ARPU у МТС скоро замедлится, а у конкурентов ускорится за счет подобных голосовых акций, считает он.
В прошлом году МТС показала самый низкий отток абонентов за последние три года, начиная с 2009 года, отмечает г-н Либин. «Действия оператора направлены на сохранение абонентской базы и лояльность клиентов. Однако в дальнейшем снижению оттока может помешать введение принципа переносимости номера — часть абонентов перейдет к мелким операторам».
«Сотовые компании сейчас сосредоточены на удержании лояльных абонентов, МТС с этим удачно справилась в прошедшем году, — соглашается партнер ACM-consulting Антон Погребинский. — Думаю, свою роль сыграли более интересные тарифные планы — они чаще включали предоплаченный трафик на звонки, SMS и Интернет».
По основным финансовым показателям МТС показала похожую динамику с конкурентами. Выручка российского бизнеса МТС прибавила 8% и составила 311,9 млрд руб., OIBDA выросла на 11%, до 132,9 млрд руб. Маржинальность по этому показателю в 2012 году оказалась выше, чем у конкурентов, — 43,8% против 42,6% на конец 2011 года. В следующем году он останется на уровне 41—42%, прогнозирует оператор.
Анастасия Фомичева