Минский завод холодильников был основан в 1959 году, а в 1962 на предприятии был выпущен первый холодильник «Минск». С 1973 года минские холодильники экспортируются во Францию, Англию, Италию, Бельгию, ФРГ, Австралию. В состав ЗАО «Атлант» входят три территориально распределенные производственные площадки: Минский завод холодильников, который выпускает бытовые холодильники, морозильники и вертикальные холодильники-витрины для торговых предприятий, Барановичский станкостроительный завод, специализирующийся на производстве компрессоров для бытовых холодильников, технологических комплексов по переработке пластмасс, конвейерных систем, а также завод бытовой техники, выпускающий автоматические стиральные машины. Вся техника ЗАО «Атлант» проходит функциональные испытания в соответствии с европейскими нормами качества, надежности и безопасности и сертифицирована в престижном европейском институте VDE. Качество продукции соответствует европейскому уровню и подтверждено сертификатами соответствия требованиям международных стандартов.
В 2007 году в ЗАО «Атлант» было принято решение о необходимости внедрения новой PLM-системы, которая позволила бы предприятию конкурировать с ведущими производителями бытовой техники. Напомним, что «Атлант» длительное время использует продукт Pro/Engineer, который применяется при проектировании изделий и средств технологического оснащения, а также в разработке программ для станков с ЧПУ. ЗАО «Атлант» потребовалась современная PLM-система, которая бы послужила основой для хранения, эффективного управления инженерными данными, получаемыми из различных приложений Pro/Engineer, которые составляют информационное пространство предприятия. Так, требовалось объединить в единое целое данные, формируемые на различных стадиях жизненного цикла изделия: моделирование конечного изделия (например, стиральной машины или холодильника), моделирование различного рода оснастки (литьевых форм, штампов, приспособлений) и написание программ для станков с ЧПУ, необходимых для изготовления этой оснастки. При этом требовался инструмент, позволяющий координировать деятельность специалистов всех подразделений, участвующих в коллективной разработке и изготовлении изделий (комплектующих, оснастки).
В целом внедряемая PLM-система должна будет затронуть все ключевые процессы производства продукции: как разработку новых изделий, так и формирование и передачу конструкторской спецификации в автоматизированную систему управления предприятием (АСУ). Что касается продуктов, автоматизирующих текущую деятельность конструкторских подразделений предприятия, то в настоящее время в ЗАО «Атлант» для хранения конструкторских наработок используется система на базе продукта Pro/Intralink – это решение предназначено в первую очередь для управления данными Pro/Engineer. Однако в руководстве «Атланта» подчеркивают, что возможности Pro/Intralink ограниченны, и поэтому сложно говорить об автоматизации каких-либо процессов на базе продукта. Для отслеживания планов-графиков постановки на производство новых изделий в «Атланте» пока используется ряд программ, разработанных ИТ-отделами предприятий, входной информацией для которых является бумажный комплект КД.
Пилотный проект, посвященный внедрению на предприятии новой PLM-системы, стартовал в ЗАО «Атлант» в августе 2007 года. Итогом этой стадии должен был стать выбор решения формата PLM. В рамках проекта ИТ-отдел Минского завода холодильников разработал техническое задание, которое было согласовано как со службами данной производственной площадки, так и с руководством Барановичского станкостроительного завода. В качестве тестовых систем были выбраны система Windchill и одна из систем отечественного разработчика, имеющего успешный опыт внедрения на постсоветском пространстве.
Непосредственно пилотное внедрение продукта Windchill началось в декабре того же года, а завершилось в феврале 2008 года. Исполнителем проекта выступила петербургская компания «Ирисофт». Проект выполнялся в тесном сотрудничестве команд как со стороны заказчика, так и исполнителя. В его рамках компаниями «Ирисофт» и ЗАО «Атлант» был разработан совместный план-график работ, которого участники проекта придерживались на протяжении всего внедрения. «У нас образовался отличный тандем: мы знали, что хотим получить, а специалисты «Ирисофт» знали, как это лучше всего сделать», - поделился мнением главный инженер ЗАО «Атлант» Сергей Таганович.
По такому же принципу с февраля по март 2008 года и в соответствии с первоначальным ТЗ был проведен пилотный проект по тестированию второй выбранной PLM-системы. На следующем этапе результаты работ двух систем были продемонстрированы руководству предприятия. На основе разработанных специалистами ЗАО «Атлант» критериев сравнения систем был создан документ «Результаты тестирования». Согласно этим данным и был осуществлен выбор - предпочтение было отдано системе Windchill.
Среди компаний-поставщиков также был проведен тендер, в результате которого на первом этапе конкурса выбор был сделан в пользу петербургского системного интегратора «Ирисофт» и белорусской ИТ-компании RandBel. В отношении петербургской компании выбор заказчика обоснован следующим образом: «Ирисофт» на сегодняшний день имеет квалифицированную команду, что подтверждается ее статусом рекомендованного партнера по внедрению Windchill, а также тем подходом, который специалисты компании применяют при работе с клиентами. Например, «Ирисофт» зачастую привлекает для внедрения Windchill сторонних консультантов из уже осуществленных проектов, что в итоге повышает качество реализованных внедрений. «Приобретение такого продукта, как Windchill, – это в первую очередь приобретение партнера, который будет заниматься внедрением системы. Мы довольно долго искали своего партнера и, надо отметить, не пожалели», - охарактеризовали в ЗАО «Атлант» сотрудничество с «Ирисофт».
Проект внедрения системы Windchill на предприятиях ЗАО «Атлант» начинается в сентябре 2008 года. Процесс будет включать в себя несколько этапов. На одном из первых решение Windchill будет внедрено и настроено, после этого в установленную систему будут введены все виды документов и данных, которыми будут обмениваться участники проекта. На последующих стадиях состоится формализация бизнес-процессов согласования документов в соответствии с действующими на предприятии СТП. Далее, на основе уже существующих на предприятии наработок, в новой системе будут сформированы библиотеки и классификаторы. На завершающих этапах в систему Windchill будут импортированы данные об изделии, накопленные в различных приложениях предприятия. После этого будет проведена опытная эксплуатация работы системы на базе тестового изделия. В конце проекта будет разработана документация (инструкции, руководства), а также осуществлена настройка интерфейса передачи данных АСУ. Завершение проекта планируется в первом квартале 2009 года.
В ЗАО «Атлант» рассказали, что в рамках проекта обязательно предстоят доработки закупленной системы под особенности предприятия. Здесь имеется ввиду не только адаптация продукта под существующие бизнес-процессы, но и создание нового ПО. «Мы приобретаем ряд дополнительных модулей, уже разработанных компанией «Ирисофт», таких как генератор спецификации и классификатор ЕСКД. Некоторые модули будут специально разработаны для ЗАО «Атлант» - это модуль формирования извещений и модуль передачи конструкторской спецификации в автоматизированную систему управления предприятием», - пояснил начальник ОИТ ЗАО «Атлант» Игорь Терещенко.
Из функциональных модулей заказчик приобретает три ключевых составляющих системы Windchill: PDMLink, ProjectLink и SupplierManagement. Модули будут применять в соответствии с концепцией PDS, разработанной PTC: PDMLink - для хранения и управления данными предприятия, ProjectLink - для ведения планов-графиков технологической подготовки производства и предоставления возможностей совместной работы участникам проектов, SupplierManagement - для ведения покупных комплектующих поставщиков и производителей.
Одна из особенностей текущего в ЗАО «Атлант» проекта – дистанционный способ его реализации. Подробнее о данном методе рассказал Игорь Терещенко: «Еще при работе над пилотным проектом мы отработали современную схему взаимодействия наших специалистов. Это связано с тем, что ЗАО «Атлант» и компания «Ирисофт» территориально удалены друг от друга, и это не позволяет консультироваться по каждому вопросу «с глазу на глаз». Поэтому мы предоставили «Ирисофт» доступ к нашему серверу Windchill, и при возникновении каких-либо вопросов мы здесь, в Минске, они там, в Петербурге, решали их в режиме реального времени. Конечно, первые встречи были проведены «вживую» у нас на предприятии. Однако потом, когда мы научились понимать друг друга с полуслова, нам достаточно было телефона и Интернета. Поэтому мы считаем, что сегодня, имея такой продукт, как веб-ориентированный Windchill, совсем не обязательно, чтобы команда внедрения находилась даже в одной стране с предприятием-заказчиком».
В «Ирисофт» подчеркнули, что успешная реализация проекта стала возможной благодаря высококвалифицированным сотрудникам ИТ-подразделения ЗАО «Атлант». «Квалификация специалистов дала возможность организовать эффективное удаленное взаимодействие между компаниями, которое привело к положительным результатам после старта проекта по внедрению PLM-системы Windchill», - сообщил технический директор компании «Ирисофт» Дмитрий Кондаков.
Одним из важных этапов внедрения Windchill в ЗАО «Атлант» станет обучение специалистов заказчика. Данный процесс планируется разделить на два этапа. В рамках первого будет проведено обучение группы внедрения. На втором – непосредственно исполнителей автоматизируемых процессов. «Вообще, практика повышения квалификации по используемым продуктам у нас существует давно. Мы постоянно проводим обучение по Pro/Engineer наших специалистов, как вновь принятых на работу, так и давно работающих, с целью повышения их квалификации. Такой же метод мы планируем использовать при внедрении и использовании Windchill», - отметил Сергей Таганович.
На первом этапе ЗАО «Атлант» планирует приобрести 60 лицензий Windchill – этими лицензиями будут обеспечены конструкторы, технологи, а также специалисты смежных служб предприятия, участвующих в процессе разработки и постановки на производство новых изделий. В будущем количество рабочих мест может быть увеличено.
Подробности
«Ирисофт» - инженерно-консалтинговая компания, образованная в 1991 году, на сегодняшний день занимает одну из ведущих позиций в России в области построения комплексных CAD/CAM/CAE- и PDM/PLM-решений. «Ирисофт» оказывает полный спектр услуг по созданию комплексных систем автоматизированного проектирования, технологической подготовке производства, управления инженерно-конструкторским документооборотом, автоматизации бизнес-процессов обеспечения жизненного цикла изделий для различных отраслей промышленности.