Тема безопасности является наиболее актуальной для аэропортов мира. Главная причина повышенного внимания в проблеме заключается в участившихся в последнее время террористических актах. Крупнейший из них произошел в 11 сентября 2001 года в США, после которого мировое сообщество воздушных операторов активизировалось в сфере обеспечения безопасности аэропортов.
Конференция «Технологии безопасности аэропортов», которая прошла в Петербурге в период с 26 по 28 августа 2007 года, является одним из результатов усилий международной общественности в данной сфере. Ее организатором является американская Ассоциациация руководителей аэропортов (АААЕ). В Петербурге она проходит впервые, в сотрудничестве с международным аэропортом «Пулково». Формальным поводом для проведения ежегодной конференции в Петербурге послужило принятие российскими аэропортами международных правил по проведению предполетного и послеполетного досмотров, которые вступили в силу 27 августа 2007 года.
Как отметили участники конференции, в числе которых ключевые фигуры международных аэропортов, представители правительственных структур России, Европы и США, а также представители компаний-разработчиков систем безопасности, основная проблема, с которой сталкиваются работники аэропортов, заключается в усложнении правил, обеспечивающих дополнительную безопасность пассажиров, что ведет к снижению комфорта для пассажиров.
В рамках завершающего дня конференции, выступили представители нескольких российских компаний, которые длительное время сотрудничают с российскими аэропортами, предлагая решения по досмотру пассажиров, которые призваны сделать эти процедуры максимально быстрыми. Так, в рамках секции «Новые системы обнаружения взрывчатых веществ и контроля багажа», выступил директор российского научно-технического центра «Ратэк» Юрий Ольшанский. Центр специализируется на разработке, производстве и продвижении на рынок приборов по обнаружению взрывчатых, радиоактивных и делящихся веществ. Системы, разрабатываемые в Центре рекомендованы для использования в аэропортах Министерством транспорта РФ. Приборы «Ратэк» работают на принципах нейтронно-радиационного анализа и поэтому гарантированно определяют наличие всех видов взрывчатки вне зависимости от мер маскировки, даже в том случае, когда бессильна рентгенотелевизионная аппаратура. Системы «Ратек» установлены и длительное время используются для досмотра ручной клади и багажа авиапассажиров в действующие линии досмотра аэропорта «Пулково-1», а также московского «Шереметьево-1».
В рамках секции «Досмотр Работников Аэропорта» выступил генеральный директор российской компании «Влибор Системс» Владимир Борисов. Компания предлагает на российский рынок решения по обнаружению взрывчатых веществ от иностранных производителей. «Влибор Системс» является авторизованным дистрибьютором немецкой фирмы Smiths Heimann и поставляет рентгенотелевизионные системы HI-SCAN, которые также позволяют обнаруживать взрывчатые вещества, наркотики, огнестрельное и холодное оружие, контрабанду и другие опасные товары. На правах дистрибьютора итальянской компании CEIA, фирма ООО «Влибор Системс» поставляет на Российский рынок проходные металлодетекторы. Устройства предназначены для выявления и отображения расположения одного или нескольких опасных предметов при проходе через металлодетектор. Компания сотрудничает с рядом аэропортов России и СНГ.
Резюмируя конференцию «Технологии безопасности в аэропортах», директор по связям с общественностью АААЕ Алекс Герцен отметил, что российские аэропорты с каждым годом предлагают все более качественное обслуживание пассажиров, и постепенно выходят на международный уровень авиаперевозок. «АААЕ отметила стремления российских операторов воздушных транспортировок, и инициировала проведении нынешней конференции в России. Это связано с тем, что мы надеемся не только поделиться с российскими коллегами опытом в обеспечении безопасности своих аэропортов, но и узнать, какие системы безопасности применяются в российских аэропортах», - отметил Алекс Герцен.
Для того, чтобы решать проблемы обеспечения качественной и комфортной безопасности сообща, американские представители предложили создать новую систему так называемых аэропортов-побратимов. Уже известно, что в нее войдет и аэропорт «Пулково». Главное преимущество новой системы в том, что аэропорты-побратимы смогут делиться опытом. Работа будет более эффективной, уверяют организаторы. Сейчас уже во многие аэропорты мира разосланы заявки на участие, и, возможно, уже в следующем году программа заработает.