Включение Банка России позволит синхронизировать процесс перехода на преимущественное импортозамещение в финансовом секторе с текущими требованиями к субъектам этого рынка, учесть их особенности и минимизировать возможные риски для финансовой системы, утверждает председатель рабочей группы, член Ассоциации банков России Мария Шевченко. Согласно последним редакциям Проектов, контроль за соблюдением порядка перехода участниками рынка будет осуществлять Минцифры и Минпромторг по согласованию с Банком России.
Также рабочая группа утвердила, что при оценке наличия аналогов планируется учитывать технические, эксплуатационные и функциональные характеристики ПО и оборудования. В первоначальной редакции проекта такое указание отсутствовало. Учитывая высокий уровень автоматизации и технологичности финансовой сферы, а также значительное количество требований, предъявляемых к субъектам рынка, связанных с проведением операций, характеристики ПО и оборудования, их функциональность имеют первостепенное значение для выбора ПО и оборудования, а следовательно, и для определения аналогов.
Также удалось скорректировать сроки для подготовки индивидуального плана перехода субъекта КИИ. Их планируется назначать в зависимости от даты вступления в силу Постановления Правительства. Ранее фиксированной датой было 1 июля 2021 г. По итогам обсуждения рабочей группы был определен срок, составляющий 180 дней с момента вступления в силу постановления правительства.Кроме того, были достигнуты договоренности о распространении положений проекта постановления правительства только на значимые объекты КИИ. В свою очередь, для объектов КИИ, не имеющих категорий значимости, положения будут носить рекомендательный характер. Это позволит в поставленные Проектами короткие сроки изначально сосредоточиться на важнейших для государства объектах.
Первый заместитель директора департамента информационной безопасности Банка России Артем Сычев ранее отмечал, что сейчас у финансовых организаций более 90% системного или программного обеспечения, а также средств разработки или встроенного программного обеспечения является импортным. "Замещение такого объема естественно будет сопровождаться нарушением сервиса, чего Центробанку конечно бы не хотелось", - сообщал Артем Сычев. По его словам, требование перехода на полное импортозамещение необходимо распространять для значимых объектов критической инфраструктуры.
Ряд вопросов еще остался открытым. Во-первых, сроки перехода установлены фиксированной конечной датой - 2023 г. В то время как целесообразным видится утверждение индивидуальных планов перехода субъектов КИИ с указанием конечных сроков. Во-вторых, неясной остается процесс работы с собственным ПО и свободным ПО с учетом требований проектов.
По результатам исследования Ассоциации банков России в 2020 г., переход на отечественное ПО для банковской отрасли оценивался в среднем от 700 млрд руб. По каждому банку стоимость может варьироваться в зависимости от размера организации - от 90 млн до 150 млрд руб. С учетом принятых решений стоимость перехода будет существенно ниже, отметили в Ассоциации банков России.
В пресс-службе Банка России ответили, что импортозамещение должны координировать отраслевые регуляторы, поэтому Центробанк стал профильным регулятором.
В пресс-службе ВТБ отметили, что ВТБ в рамках технологической трансформации стремится к импортонезависимости и делает акцент на собственных разработках на основе ПО с открытым исходным кодом, а также на российских разработках. В том числе на отечественный софт переведены процессы, связанные с закупочной деятельностью.
Технологическая платформа ВТБ, являющаяся фундаментом для разработки бизнес-приложений, разработана также на базе ПО с открытым исходным кодом.
Также ВТБ проводит масштабную миграцию ИТ-инфраструктуры на новую платформу сбора, хранения и обработки данных Arenadata EDP российской разработки, которая представляет собой экосистему программных продуктов на базе различных технологий с открытым исходным кодом. В пресс-службе ВТБ уверены, что в целом программа импортозамещения должна дать положительный экономический эффект за счет отказа от дорогих лицензий иностранных вендоров.
Аналитик "Фридом Финанс" Евгений Миронюк отмечает, что для финансового сектора наименее остро стоит проблема замены иностранного ПО. Рынок банковского ПО поделен преимущественно между крупными отечественными производителями и непосредственно разработчиками ПО внутри банков, которые разрабатывают его для своих организаций. Существенный рост издержек на замену ПО может проявиться при замещении операционных систем или сложных программ финансового учета, отчетности, ERP систем.
Насколько масштабной будет замена ПО зависит от окончательного текста предложений к проектам актов в сфере импортозамещения финансового сектора и от того, насколько обязывающими будут данные предложения, подчеркивает Евгений Миронюк.
Елизавета Неупокоева