О существенном сокращении сети пунктов оплаты Qiwi "Ъ" рассказал источник, знакомый с бизнесом этой компании. "За сентябрь количество терминалов Qiwi сократилось с 127 тыс. до 97 тыс., то есть почти на 25%",— утверждает он. О том, что число терминалов Qiwi снизилось на 30 тыс. штук, слышал другой собеседник "Ъ", знакомый с менеджерами платежной системы. Сеть терминалов Qiwi уменьшилась, подтверждает источник "Ъ", близкий к Qiwi: "Цифры примерно такие". По словам собеседников "Ъ", основная причина сокращения сети терминалов, подключенных к Qiwi,— следствие борьбы Центробанка с обналичиванием денег. Представитель Qiwi Константин Кольцов уже после сдачи номера в печать заявил "Ъ", что сеть терминалов сократилась на 20%, не уточняя абсолютных показателей. Он отказался комментировать, как это повлияет на финансовые результаты Qiwi.
Как уже сообщал "Ъ", летом Центробанк принял жесткие меры по борьбе с обналичиванием. В июне ЦБ провел встречу с операторами крупнейших систем моментальных платежей Qiwi, Comepay, "Рапида", "Киберплат", Contact, "Мобил Элемент" и др. От компаний потребовали усилить надзор за своими контрагентами, которые принимают платежи от населения. В частности, к сентябрю агенты должны были перечислять на спецсчета, доступ к которым есть и у ЦБ, до 60% получаемых денег, а к концу 2015 года ЦБ потребовал перевести на спецсчета 100% средств. 13 августа в офисах Qiwi и Compay сотрудники ФСБ провели обыски. Как рассказывали "Ъ" в Qiwi, предметом интереса ФСБ были контрагенты, которые подозревались в незаконных финансовых операциях. После этого Qiwi потребовала от своих агентов перевести к сентябрю на спецсчета 100% наличных из терминалов.
Источник "Ъ" в крупной платежной системе в августе прогнозировал, что в результате перевода денег на спецсчета на рынке может сократиться до 50% всех пунктов оплаты. Этот сценарий вполне реалистичен, около 50% терминалов стали невыгодны, говорит человек, близкий к акционерам Qiwi. "Терминалы, которые отключились, это были дилеры, которые принимают платежи и сдают кэш. Их бизнес стал невыгодным, они не могут покрыть аренду",— поясняет собеседник "Ъ", знакомый с бизнесом Qiwi. Два агента платежной системы, продающие небольшие партии терминалов, подтвердили, что начиная с августа бизнес по приему платежей растерял значительную часть прибыли. "Теперь деньги нужно перечислять на спецсчета. И нам запрещено ставить нулевую комиссию",— говорит один из бывших контрагентов Qiwi. Другой продавец терминалов Qiwi утверждает, что расстается с ними "из-за кризиса". "Люди мало платят",— пояснил он.
23 сентября ЦБ объявил, что благодаря "работе с владельцами платежных систем" почти полностью прекратились операции с подозрением на обналичивание через терминалы. По словам директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Юрия Полупанова, на сентябрь в Qiwi инкассировалось 98% средств из терминалов на спецсчета, в Delta Pay — 99%.
Рынок терминалов за последние месяцы сократился более чем на 30%, заявила "Ъ" представитель "Евросети" Ульяна Смольская. По ее словам, у "Евросети" нет собственных терминалов, и ритейлер работает с платежными компаниями на условиях партнерства. "Там, где нам становится невыгодно вести совместный бизнес, мы выводим терминалы из салонов и переводим трафик на дополнительные кассы, так как вводить допкомиссию на терминальные платежи тоже не очень хочется. В общем и целом для терминального бизнеса последствия самые драматические",— отмечает госпожа Смольская.
В 2014 году оборот Qiwi составил 645 млрд руб., выручка — 8,8 млрд руб., чистая прибыль — 3,5 млрд руб. По оценке аналитика "ВТБ Капитала" Владимира Беспалова, в случае сокращения терминальной сети Qiwi на 25% оборот компании может снизиться на 10-15%. Аналитик одного из крупных банков говорит, что "очистка" Qiwi от неблагонадежных контрагентов будет на пользу для компании. "Многие догадывались, что есть проблемные терминалы, теперь Qiwi избавится от этого риска",— рассуждает собеседник "Ъ".
Владислав Новый, Ольга Шестопал