За II квартал 2022 года число банкоматов в России уменьшилось на 6,2 тыс. — до 181,2 тыс. штук, следует из статистики ЦБ, с которой ознакомились «Известия» (данные опубликованы в сентябре). Это наиболее резкое сокращение с начала 2016 года. Тогда за I квартал численность парка устройств самообслуживания снизилось на 8,5 тыс. штук, до 205 тыс. В другие периоды в этом промежутке показатель варьировался в среднем на 1–3 тыс. машин за квартал — динамика была то положительной, то отрицательной.
Кредитные организации управляют своей банкоматной сетью с учетом издержек на ее поддержание, а также развития безналичных операций, заявили «Известиям» в ЦБ. В Банке России отметили, что тенденция к сокращению парка АТМ наблюдается на протяжении последних восьми лет. Это связано с популяризацией безналичных операций, а также с развитием дистанционных каналов обслуживания клиентов, в том числе мобильных приложений, полагают в регуляторе.
— Дополнительным фактором, ускорившим этот процесс, стал отказ населения от использования наличных денег во время пандемии COVID-19. Тенденция сохранилась и в постпандемийный период — на фоне масштабного развертывания СБП, роста со стороны банков предложения высокотехнологичных и удобных дистанционных сервисов, а также развития сети POS-терминалов в торговых точках, — рассказали в ЦБ.
Порядка двух третей АТМ, которые используются в кредитных организациях, приходится на модели западных производителей, которые ушли с нашего рынка, сообщил «Известиям» вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. По его словам, сейчас эти машины работают исправно, хотя банки сталкиваются с трудностями при обновлении ПО (например, для приема новых сторублевых купюр). Впрочем, на рынке считают, что в течение одного-двух кварталов устройства самообслуживания удастся перепрограммировать.
Вместе с тем сокращение числа банкоматов за II квартал 2022-го составляет в процентном соотношении лишь 3,5%, отметил Алексей Войлуков. Он добавил, что собираемая с кредитных организаций отчетность по АТМ — не обязательная и ее сложно перепроверить. Вероятно, статистика ЦБ объясняется плановой деятельностью банков по замене парка устройств самообслуживания: одни машины списываются, а другие еще не успевают поставить на учет, предположил вице-президент АБР.
«Известия» направили запрос в крупнейшие российские кредитные организации об изменении их парка банкоматов.
В большинстве из них заявили, что число АТМ с начала 2022 года не изменилось. В РСХБ, ПСБ, крымском РНКБ и Новикомбанке даже сообщили об увеличении числа устройств самообслуживания в своих сетях. Хотя игроки сектора рассказали, что в целом банкоматов достаточно для обеспечения потребностей клиентов, в Новикомбанке подчеркнули: на рынке есть дефицит всех устройств европейского и американского производства (Wincor, NCR).
В связи с этим кредитные организации расширяют работу с восточными партнерами. Устройствами самообслуживания из Китая, а также из Южной Кореи интересуются в ВТБ, Ак Барс Банке, МКБ, «Хоум Кредите», Новикомбанке, сообщили их представители. Также на рынке готовы изучить возможность внедрения АТМ национального производства. Российское устройство ожидается в 2023-м, уточнили в Почта Банке.
Из-за остановки поставок и обслуживания банкоматов от западных провайдеров в марте ожидаемо появился некоторый дефицит как самих АТМ, так и запчастей для них, констатировала «Известиям» ведущий исследователь лаборатории «Блокчейн и финтех» Школы управления «Сколково» Екатерина Семерикова. По ее ожиданиям, в ближайшее время, пока ключевые игроки на рынке перестраиваются и ищут новых поставщиков, количество банкоматов, скорее всего, продолжит сокращаться.
Востребованность же российских устройств самообслуживания будет зависеть от функциональности и цены, а также от шагов властей по стимулированию импортозамещения в этой сфере, полагает аналитик «Финама» Игорь Додонов.
При этом он отметил, что отечественные банкоматы вряд ли будут российскими на 100%: на первых порах собственной, вероятно, будет лишь механическая часть, тогда как запустить в нашей стране выпуск электронной начинки, скорее всего, не получится быстро.
Вместе с тем, по прогнозам эксперта, хотя наличные становятся всё менее популярными, полностью россияне не перестанут ими пользоваться. Аналогом банкоматов может стать сервис по выдаче кэша на кассах вместе с покупкой — начиная с 2019 года его развивали крупнейшие российские кредитные организации. Например, такая услуга уже работает в магазинах «ВкусВилл», а также в отделениях «Почты России». Этот сервис особенно востребован в отдаленных и малонаселенных пунктах, констатировал Игорь Додонов.
Впрочем, и устройства банковского самообслуживания сохранят свою востребованность: функциональность АТМ расширяется, например, россияне с их помощью могут делать платежи (в том числе за ЖКХ). По данным банка «Синара» (ранее — СКБ-банк), чуть больше половины операций через банкомат (53%) совершается с использованием смартфонов и банковских карт.
Наталья Ильина