Без востребования: россиянам автоматом начислят соцвыплаты через госуслуги

Россияне смогут автоматически получать выплаты от государства через госуслуги. На сайте появится дополнительный сервис — согласие на проактивное перечисление мер социальной поддержки, отдельных заявлений подавать не потребуется, рассказали «Известиям» в Минтруде. Такая функция будет доступна в рамках социального казначейства, над которым сейчас работает ведомство. Для получения выплат по умолчанию граждане должны будут указать свои актуальные банковские реквизиты. Однако это касается не абсолютно всех мер господдержки, а только связанных с наступлением жизненных событий. Кредитные организации уже видят в такой функции возможности для привлечения новых клиентов, рассказали «Известиям» источники на финансовом рынке. Однако не исключено, что до автоматического начисления госсредств будут допущены не все банки, а только входящие в специальный перечень.

Активнее, еще активнее

20 февраля правительство утвердило Концепцию развития социальной сферы, которая предполагает появление в России так называемого социального казначейства. Оно позволит предоставлять помощь максимально оперативно, удобно и адресно. Как пояснил в интервью «Известиям» министр финансов Антон Силуанов, социальное казначейство повысит адресность десятков миллиардов рублей, направляемых на поддержку граждан, в перспективе речь может идти о сотнях миллиардов.

— Все люди, которые нуждаются в социальной защите, будут определены в рамках этого казначейства. Помощь, которую государство оказывает, доходит в простой и удобной форме: не нужно бегать за справками, ходить в органы социальной защиты. Все услуги можно будет получать онлайн, — заявил министр.

Принципы социального казначейства предполагают, что часть мер поддержки гражданам приходит проактивно — без отдельных заявлений, а некоторые меры только по заявлению, без сбора дополнительных справок, рассказали «Известиям» в Минтруде. Для автоматического получения помощи от государства необходимы реквизиты счета, на который эти выплаты будут приходить. Поэтому планируется ввести на сайте госуслуг дополнительный сервис — согласие на проактивное получение мер социальной поддержки, в котором гражданин должен указать актуальные банковские реквизиты. Если они изменятся, их можно будет скорректировать в режиме онлайн, подчеркнули в ведомстве.

Проактивно будут предоставляться все меры, связанные с наступлением жизненных событий, — рождение ребенка, достижение пенсионного возраста и т.д. Однако помощь, связанная с нуждаемостью, будет начисляться по заявлению. Это касается пособий по безработице, социального контракта и др. При этом справки в дополнение к таким заявлениям не потребуются, подчеркнули в Минтруде.

Согласно поручению президента, с 2022 года на проактивное начисление будут переведены федеральные выплаты, а с 2024-го — региональные.

Минцифры также ведет работу по социальному казначейству, рассказали «Известиям» в пресс-службе ведомства. В частности, министерство занимается подготовкой нормативных документов, которые позволят гражданам предоставлять реквизиты счетов на портале госуслуг для получения мер господдержки, в том числе проактивно.

Лакомый кусочек

Банки на новую функцию по автоматическому зачислению средств от государства возлагают большие надежды, рассказали «Известиям» источники на финансовом рынке. Для кредитных организаций это дополнительный способ по привлечению новых клиентов. В частности, «Сбер» предлагал, чтобы деньги от правительства автоматически перечислялись только на их счета, однако остальные банки резко выступили против.

— Аналогии с зарплатным рабством не будет, — категорично заявил банкир из системно образующего банка. — Человек сам выберет кредитную организацию, на которую захочет получать деньги. Однако не исключено, что будет выработан перечень разрешенных банков.

По словам другого банкира, если у реквизитов, указанных на сайте госуслуг для получения госвыплат, будет пластиковая карта, то она должна быть выпущена платежной системой «Мир». Это еще не окончательное решение, но такое обсуждение ведется, подчеркнул он.

«Известия» спросили топ-30 банков, принимают ли они участие в обсуждении социального казначейства и готовы ли разрабатывать для госвыплат отдельные социальные счета.

ВТБ принимает активное участие в разработке проекта и будет готов предложить открыть подобный счет всем своим клиентам, как только механизм запустят, рассказал «Известиям» старший вице-президент, руководитель департамента розничных продуктов и сегментов банка Андрей Осипов.

— Клиентам не нужно будет оформлять лишние бумаги и посещать для этого отделения различных ведомств — документы будут доступны в цифровом формате. Для всех выплат будет открыт один счет, что избавляет пользователя от необходимости следить за несколькими финансовыми источниками. Кроме того, в данном случае начисления будут проходить проактивно: как только у клиента, к примеру, родится ребенок, он сразу будет получать выплаты без необходимости подавать заявления, — рассказал он.

На сегодняшний день банк РНКБ не принимал участие в обсуждении и не планировал разрабатывать специальный вид счетов для таких выплат, заявили в банке. Оптимальной стала бы возможность выбора для каждого россиянина из уже имеющихся собственных счетов и карт для предоставления подобного функционала, однако с условием, что этот счет будет уникален. Необходимость же открытия нового отдельного счета может стать дополнительной нагрузкой на банки и граждан.

В остальных финансовых организациях оперативно не ответили на запрос. В пресс-службе ЦБ также оставили вопросы «Известий» без ответа.

Система перевода социальных выплат на банковский счет довольно распространена во всем мире. Некоторые страны открывают для этого так называемый базовый счет, где при рождении или достижении определенного возраста (например, при выдаче паспорта) каждый гражданин получает персональные реквизиты, рассказал руководитель направления исследований финансового центра «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея. Такая мера позволяет людям быстрее получить социальные выплаты и не попасться на уловки мошенников.

Инна Григорьева

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: электронные услуги, Госуслуги