Криптовалютный банк Wirex сообщил о восстановлении производства пластиковых карт, эмитентом которых станет британская финтех-платформа Contis. «Мы предоставляем дебетовые карты, привязанные к e-money-счетам, аккаунтам, имеющим уникальный номер. Они обладают большинством возможностей банковских счетов,— пояснил сооснователь Wirex Павел Матвеев.— Позволяют делать переводы, оплачивать товары и услуги, снимать наличные». В Contis Group сообщили, что давно рассматривают криптовалюты как «впечатляющую, динамичную и существенную часть финансового пространства», что выразилось, в частности, в партнерстве с Wirex.
Contis Group основана в Великобритании. Имеет лицензию E-Money британского Управления по финансовому регулированию и надзору (FCA). Ближайший аналог в России — лицензия небанковской кредитной организации. По информации на сайте Contis Group, она является «основным членом Visa Europe».
Contis Group будет эмитировать криптовалютные карты для Wirex вместо прежнего партнера компании — крупного гибралтарского производителя платежных карт WaveCrest. В начале января Visa объявила о прекращении сотрудничества с WaveCrest «в связи с продолжающимся несоблюдением правил работы» и закрытии всех его программ, связанных с картами Visa. WaveCrest специализировался на эмиссии платежных карт для европейских проектов, связанных с использованием криптовалют.
По разным оценкам, клиентами WaveCrest было от 75% до 90% платежных финтех-стартапов. Из-за прекращения сотрудничества с Visa, по оценкам экспертов, возможность выводить цифровые деньги в традиционные и расплачиваться при помощи такого рода карт потеряли сразу 4–5 млн человек.
Криптосообщество интерпретировало решение Visa как желание дистанцироваться от всего, что связано с этим рынком. Впрочем, другие криптовалютные программы, связанные с картами Visa, продолжили работать. По словам господина Матвеева, проблемы, на которые ссылается Visa в своем комментарии,— это недостаточная прозрачность деятельности WaveCrest, в частности несоблюдение правил KYC/AML (политики «знай своего клиента» и антиотмывочных мер). «Я получал карту Wirex. Весь KYC заключался в том, что я внес свои данные и приложил скан паспорта. Этого было достаточно. Но это не то, что является настоящей верификацией личности»,— рассказывает основатель Crypsis Blockchain Holding Андрей Грачев. По его словам, другие платформы (например, биржа Bitfinex, проект Xapo) запрашивали при регистрации большое количество документов, требовали предоставить фотографии с этими документами в руках, устраивали видеоинтервью. WaveCrest являлся посредником Visa и должен был установить для своих партнеров стандарты, соответствующие международным правилам выдачи банковских карт, а также следить за их исполнением, но не сделал этого, что и привело к разрыву сотрудничества, продолжает господин Грачев.
По словам господина Матвеева, после расторжения договора с WaveCrest Visa ужесточила правила работы для программ, связанных с криптовалютами. Повысились требования как к KYC/AML и комплаенсу, так и к капиталу партнеров. «Мы получили от Visa разрешение выпускать наши карты»,— сообщил господин Матвеев. Как пояснили “Ъ” в Contis Group, с поддержкой KYC/AML и анализа транзакций Contis может отслеживать, кто совершал платеж, на какую сумму, когда и где. «Наша платежная структура соответствует потребностям и требованиям всех заинтересованных лиц, включая регуляторов»,— подчеркнули там. В Visa Europe на запрос “Ъ” не ответили.
Впрочем, на рынке существуют и альтернативные решения. В частности, проект Аo123, имеющий независимую от Visa и MasterCard процессинговую систему. «В будущем, когда мир придет к единой регуляторной политике в отношении криптовалют, крупные платежные системы, безусловно, будут встраивать их в свой процессинг,— считает Андрей Грачев.— Небольшие проекты вроде Аo123 займут свою нишу».
Мария Сарычева