Координационный центр доменов .RU/.РФ (КЦ) провел исследование, посвященное барьерам и возможностям использования доменных имен в зонах .RU и .РФ российскими компаниями малого и среднего бизнеса. В опросе КЦ, проведенном весной 2021 года, приняли участие предприниматели 1000 российских компаний.
Как сообщается в исследовании, бизнес большинства компаний ориентирован на территорию России (среди компаний малого бизнеса таких 62%, среди среднего бизнеса - 68%). Как и предполагалось, собственный сайт есть у большинства компаний, но среди предприятий малого бизнеса доля "бессайтовых" организаций выше: почти каждая пятая компания выбирает другие пути для представительства в цифровом мире (или еще не создали сайт).
При этом, как и следовало ожидать, предпочтение при выборе доменов для адресации своих сайтов отдается национальным доменам. Домен .RU выбирают 68% предприятий малого бизнеса и 77% среднего. При выборе национального домена основополагающим фактором является ориентация деятельности компании на российских пользователей. Кроме того, многие из опрошенных высказали убеждение, что сайт в доменах .RU или .РФ проще, удобнее и эффективнее продвигать в Рунете.
При выборе международного домена (например, .COM) на первом месте среди факторов, влияющих на выбор, стоит ориентированность на зарубежных пользователей, а на втором месте – занятость желаемого домена в зонах .RU или .РФ.
Проведенное исследование подтверждает результаты прошедших ранее опросов среди пользователей о причинах выбора в качестве инструмента для представительства в цифровом пространстве именно веб-сайта, и также о причинах выбора национальных доменов .RU и .РФ для регистрации доменного имени для этого сайта. Также выявлены некоторые мифы (например, мнимая анонимность или недоступность для правосудия), которые определяют выбор пользователей в пользу других доменных зон. Полученные результаты станут основой для разрабатываемых маркетинговых кампаний при продвижении национальных российских доменных зон.
В пресс-службе Координационного центра доменов .RU/.РФ объяснили, что рост спроса на доменные имена связан, прежде всего, с ростом экономики. "В России степень цифровизации бизнеса достаточно высока - это видно, в том числе, и из нашего исследования. Разумеется, есть большая вероятность того, что вместе с курсом на цифровизацию всей экономики оставшиеся "бессайтовые" организации также решать обзавестись сайтами и зарегистрируют для этого доменные имена в российских национальных доменах", - рассказали в пресс-службе Координационного центра доменов .RU/.РФ.
Представитель пресс-службы рассказал, что выбор домена .RU или .РФ – это своеобразный "знак качества", знак принадлежности к российскому бизнесу. "Сайт компании с доменом, зарегистрированным в российских национальных доменных зонах .RU или .РФ, во многом означает, что это честный бизнес, который не боится, что у него будут проблемы с российскими правоохранительными органами или с Роскомнадзором. Мы же понимаем, что достаточно часто использование доменных имен в иностранных доменных зонах связано с тем, что их владельцы считают, что таким образом им удастся уйти от правосудия или сохранить анонимность. На самом деле это не так - но сайт российской компании, зарегистрированный не в российской доменной зоне, наводит на некоторые размышления... Примерно 11% доменных имен в .RU и 7% доменных имен в .РФ зарегистрированы иностранными гражданами и организациями. Отдельно статистики по иностранным администраторам доменных имен мы не ведем, но в целом юридическими лицами зарегистрировано 22% доменных имен в .RU и 21% в .РФ", - сообщили в в пресс-службе Координационного центра доменов .RU/.РФ.
Пресс-менеджер RU-Center Станислав Грушевский считает, что зоны .RU и .РФ достигли зрелости, то есть период бурного роста за счет низкой базы был в прошлом, и сейчас цифры по объему остаются более-менее стабильными последние годы. По его оценке, в целом спрос на доменные имена — это отличный индикатор состояния экономики, поскольку значительная часть доменов регистрируются именно под коммерческую деятельность, даже если формально владельцем числиться физическое лицо, поэтому прогнозы по развитию спроса и разделение этого спроса по отраслям прямо зависит от экономических прогнозов. "Среди малого бизнеса в сфере услуг много локальных заведений, вроде салонов красоты или детских образовательных центров, где особое значение имеют оффлайн-маркетинговые инструменты: яркая вывеска, раздача флаеров около входа и т.д. Зачастую такие заведения работают только на жителей ближайших домов и вместо сайта у них функционирует только страница в соцсетях. С этим, на мой взгляд, связан меньший процент в этой категории. У зон .RU и .РФ есть ряд своих преимуществ. К примеру, кириллические зоны часто используются малым бизнесом, где значение названия бренда не так высоко, зато можно сразу в доменном имени обозначить характер услуг или место работы. Если посмотреть реестр зарегистрированных доменов, то там будет много имен, повторяющие поисковые запросы, условно говоря эвакуатор-омск.рф", - рассказал Станислав Грушевский.
Исполнительный директор Sibling smart home Михаил Шкляр уверен, что спрос на домены .RU и .РФ будет высоким, потому что именно они в основном и используются в России. Другие домены, по его словам, не имеют такой "статусности" и весомости для организации успешного бизнеса в различных компаниях. Что касается статистики, по оценке Михаила Шкляра, действительно чаще всего эти домены используются в сфере торговли, так как там имеют большое значение продажи с сайтов. В сфере услуг однако это значение ниже. "Это связано и с SEO-продвижением, которое тоже чаще используют торговые компании. Свою роль в этой статистике играет и то, что многие игроки из сферы торговли - это старые организации, созданные в те времена, когда других доменов просто не было. Преимуществ это особо никаких не дает - это скорее устоявшийся обычай делового оборота. Если говорить о прогнозах, скорее всего, спрос останется в тех же пределах. Помимо торговли, спрос будет также высоким у компаний из IT-сферы, а в сфере услуг останется на том же уровне", - объясняет Михаил Шкляр.
Анна Сапрыкина