ЦБ приобщится к банкам. По электронной почте

Банк России планирует перевести документооборот по вопросам изменения деятельности банков в электронный формат — это, по оценкам участников рынка, позволит значительно сократить сроки регистрации документов. Это упростит деятельность банков в условиях ужесточения требований к капиталу и ожидаемой консолидации в отрасли.

Банк России планирует внести поправки в свою инструкцию N 135-И. Согласно опубликованному на сайте проекту изменений, регулятор намерен разрешить кредитным организациям отправлять в ЦБ документы, требуемые в случае любого изменения в деятельности, в электронной форме. Кроме того, сам регулятор будет перенаправлять документы в Федеральную налоговую службу, и получать их обратно также в электронном виде. О достижении договоренности с налоговым ведомством по этому вопросу в Центробанке заявляли и ранее.

В настоящее время процедура регистрации в случае любой трансформации деятельности кредитной организации выглядит следующим образом. Сначала банк посылает (чаще всего с помощью курьера) пакет необходимых документов в ЦБ. Затем Центробанк рассматривает их в отведенный законодательством срок (зависит от характера изменений), затем пересылает по почте в налоговую службу. После рассмотрения ФНС отправляет свое решение через почтовую службу в Центробанк, который сообщает компании о регистрации. "Пробег документов может составлять две-три недели",— говорит директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов. Предложенная ЦБ новая форма документооборота позволит избежать временных затрат.

Изменения могли бы рассматриваться как формальные, если бы не перемены в банковском законодательстве, которые могут потребовать внесения изменений в уставы банков. Так, с 2012 года в России повышаются требования к минимальному капиталу банков до 180 млн руб. (в настоящее время — 90 млн руб.). Ужесточение требований к размеру собственных средств банков могут подстегнуть процессы слияния и поглощения в секторе, что также потребует изменений в устав и, как следствие, визы регулятора. Процедура согласования с ЦБ изменений также необходима при открытии новых и преобразовании существующих отделений банков. А после либерализации ЦБ условий работы кредитных организаций в регионах многие банки активизировали процесс реорганизации своих филиалов, обслуживать которые дороже и сложнее, в офисы. "До тех пор, пока не будет регистрации регулятора, новое отделение банка не может начать работу, а те отделения, которые проходят реорганизацию, будут вынуждены работать по старым правилам",— поясняет руководитель розничных продаж Промсвязьбанка Егор Шкерин. "Инициатива ЦБ направлена не только на то, чтобы несколько облегчить деятельность банков, но и на то, чтобы упростить документооборот внутри самого Центробанка",— резюмирует Алексей Терехов из ФБК.

Дария Юрищева

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: документооборот предприятия