Первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова сообщила в рамках своего выступления на Петербургском международном экономическом форуме о намерении Центробанка создать унифицированное приложение для проведения платежей. По сведениям источников издания, данная проблема поднималась одним из участников рынка, крупным эмитентом банковских карт, а в качестве возможностей для реализации такого проекта рассматривался сервис «СБПэй». В крупных банках запросы издания оставили без ответа.
Проблема формулируется так, что пользователям, привыкшим уже к оплате с помощью смартфона с привязанной картой, необходимо приложение, которое могло бы осуществлять подобную оплату. Несмотря на то, что самими картами платежных систем Visa и Mastercard можно пользоваться на территории России, популярные сервисы ApplePay и GooglePay закрыли возможность оплат для россиян. Приложение SamsungPay позволяет привязку карт, но только одной платежной системы – «Мир».
Отечественные сервисы, такие как SberPay, Tinkoff Pay, исправно работая при оплате на сайтах, не позволяют совершать оплату с помощью телефона в кассах и терминалах, кроме того, SberPay невозможно загрузить на устройства Apple. А к приложению MirPay, функционирующему в привычном для пользователей режиме, пока можно подключить только карты «Мир».
Однако доля карт платежной системы «Мир» на российском рынке пока составляет чуть больше трети от российского рынка, а по объему операций составляет чуть более четверти. На долю карт, принадлежащих зарубежным платежным системам, остаются 65% в объемах эмиссии и 73% по объему платежей. Также издание «Ъ» ранее сообщало, что цены на болванки для банковских карт существенно выросли, и этот факт вызывает сомнения в способности банков обеспечить пластиковыми картами всех желающих, создавая предпосылки для перехода на виртуальные карты.
Источники издания «Ъ» рассказали, что изначально настройки «СБПэй» не предназначались для работы посредством карточной платежной системы, предполагая переводы со счета физического лица на счет юридического или физического лица с помощью системы быстрых платежей (СБП). Они предположили, что возможна доработка приложения, добавив функцию оплаты картой – для этого потребуется два канала, по которым можно направлять платеж, один для оплаты через СБП, другой – для карточных платежей.
Эксперты считают, что единое приложение необходимо в качестве «традиционного решения» и предполагают, что наиболее логично осуществлять его реализацию на базе Национальной системы платежных карт (НСПК), поскольку у данной системы уже имеются необходимые для этого шлюзы с банками и вложения в запуск будут минимальными. Также, по экспертной оценке, доработка интерфейса «СБПэй», опирающегося на внутренние конструкции НСПК, не потребует серьезных инвестиций.
Проблем при выборе последнего варианта несколько. В ряде банков система «СБПэй» пока не освоена. Предполагается, что массово распространиться в российских банках она сможет не ранее конца года. Многие POS-терминалы также должны пройти перенастройку для совместимости с системой, а для этого могут потребоваться месяцы. Еще одним осложнением является то, что технологии для разных типов POS-терминалов необходимо вначале тестировать, после чего получать одобрение от НСПК, и только потом их можно внедрять для массового пользования.
Тревогу экспертов вызывает также тот факт, что, хотя «СБПэй» и действует на данный момент на устройствах Apple, в отличие от других российских приложений, его функционирование может быть прекращено или ограничено со стороны магазина приложений, если злоупотребить загрузкой в сервис «национализированных» Visa и Mastercard. Кроме того, требование к унификации и использованию единого платежного приложения может ограничить конкуренцию между банками, вследствие чего собственные разработки банков приостановятся, лишив пользователей надежды на появление более удобных приложений и добавления в них новых функций и опций.