Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, который теперь позволяет Центробанку блокировать сайты в интернете, нарушающие законодательство в финансовой сфере.
Законопроект представляет из себя поправки к Закону «Об информации, об информационных технологиях и защите информации» и Гражданско-процессуальный кодекс. Авторами законопроекта является ряд депутатов и сенаторов, в их числе спикер Госдумы Вячеслав Володин, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, председатель Комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков и другие. Документ был разработан во исполнение поручения Президента России Владимира Путина.
Новый законопроект предоставляет Центробанку полномочия по внесудебной блокировке сайтов нескольких категорий. Речь идет о сайтах, которые по мнению ЦБ РФ вводят клиентов и партнеров кредитных организаций (банков) и некредитных финансовых организаций в заблуждение относительно принадлежности распространяемой с них информации. Под блокировку подпадут, в частности, сайты, имеющие похожие доменные имена, вводящие в заблуждение своим оформлением или содержанием.
Помимо этого Центробанку разрешили без инициализации судебного расследования блокировать сайты, которые рекламируют финансовые пирамиды и вводят клиентов банков в заблуждение.
Следующее направление для внесудебной блокировки - сайты, связанные с предложением и предоставлением на территории РФ финансовых услуг, определенных в Законе «О защите конкуренции», но осуществляемые лицами, не имеющими права на их оказание в соответствие с российским законодательством.
Еще одна категория сайтов, подпадающая под запрет - это «финансовые пирамиды». Согласно законопроекту, их можно распознать по использованию ресурсов, «связанных с осуществлением на территории России деятельности по привлечению денежных средств и иного имущества физических и юридических лиц, при котором выплата дохода и предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и иного имущества иных физических и юридических лиц при отсутствии инвестиционной и иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и иного имущества».
Блокировка сайтов, «позволяющих осуществить неправомерный доступ к информационным системам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, электронным средствам платежа и техническим устройствам их клиентов, используемым при предоставлении финансовых услуг, или информации, необходимой для ее получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей», будет осуществляться с привлечением судебного механизма.
Для их блокировки Центробанку потребуется обратиться в Мосгорсуд с заявлением о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Мосгорсуд будет рассматривать такие дела на правах первой инстанции.
Порядок рассмотрения подобных дел будет аналогичен порядку блокировки пиратских ресурсов.
Сначала Центробанк передаст в Мосгорсуд заявление в электронном виде о блокировке доступа к тому или иному ресурсу. Затем Мосгорсуд может вынести определение о введение предварительных обеспечительных мер в отношении соответствующего ресурса. Наконец Роскомнадзор предоставит владельцу ресурса и его хостинг-провайдеру три дня на удаленное спорной информации. В случае отказа или неисполнения распоряжения доступ к ресурсу будет заблокирован с территории России.
Со своей стороны, Центробанку потребуется в течение 15 дней подать к владельцу ресурса полноценный иск в Мосгорсуд, иначе действие предварительных обеспечительных будет прекращено и сайт будет разблокирован.
Законопроект отмечает, что к данной категории ресурсов также могут быть отнесены сайты, предоставляющие неправомерный доступ к конфиденциальной информации о клиентах финансовых организаций. Речь идет о фишинговых сайтах, которые похищают данные клиентов банков и платежных систем, а затем торгуют ими или используют для взлома счетов.
В случае одобрения закон вступит в силу через 180 дней после его принятия. Задержка связана с тем, что необходимо время для принятия правительством соответствующих подзаконных актов.