Законопроект № 1214072-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части регулирования перехода к реестровой модели присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также установления особенностей лицензирования в сфере связи" внесен в Госдуму РФ.
"Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, в течение тридцати пяти рабочих дней со дня поступления заявления гражданина РФ или заявления российского юридического лица: принимает решение о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения; размещает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информацию о принятом решении; осуществляет внесение соответствующей записи в Единый реестр частотных присвоений" – сказано в законопроекте.
В пояснительной записке к проекту закона сказано, что переход к реестровой модели позволит повысить технологичность процессов, в том числе за счет применения цифровых технологий, позволит ускорить внедрение цифровых и электронных сервисов как со стороны федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, так и со стороны физических и юридических лиц, планирующих использование радиочастотного спектра.
О планах перейти на реестровую модель оказания услуг по присвоению частот рассказывал заместитель руководителя Роскомнадзора Олег Терляков в мае на заседании коллегии Роскомнадзора. "В этом году запланировано полностью перейти на реестровую модель оказания услуги по присвоению радиочастот, что сократит сроки их присвоения с 40 до 35 дней", - сказал он. А другой заместитель главы Роскомнадзора, Владимир Логунов, отметил, что срок такого перехода - IV квартал 2021 г. "Более 17 млрд руб. поступило в федеральный бюджет за использование радиочастотного спектра в 2020 г.", - привел он данные.
В "МегаФоне" поддерживают внедрение реестровой модели присвоения радиочастот. "Единая электронная база частотных присвоений позволит избавиться от бумажного документооборота и ускорит процесс получения разрешений", - пояснила пресс-служба "МегаФона".
"Переход к реестровой модели мало повлияет на текущую работу, - отметил представитель пресс-службы Tele2. – это просто другой формат выдачи документа, который сейчас получает все большее распространение. Вместо разрешения операторам будут выдавать выписки из реестра. Мы не участвовали в обсуждении регулирования, но новый порядок не повлечет для нас дополнительных расходов".
Директор консалтинговой компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко подтвердил: дополнительных расходов от операторов не потребуется. "Будет видна примерная картина по гражданским РЭС, потому как сейчас существует только Реестр зарегистрированных РЭС и ВЧУ. Реестровая модель хороша наличием открытой информации. Но важно, какая информация по частотам будет открыта - это будет уже в подзаконных актах. Выписка из Реестра радиочастот будет являться документом, подтверждающим предоставление специального разрешения, то есть не надо отдельного бумажного документа. Это уменьшит количество бумаг. На процесс получения разрешительных документов инициатива скажется положительно - не надо будет получать бумажные документы - ездить в Москву регионалам, отслеживать почту, все в электронке. Новшества только по частотам, а по реестровой модели лицензий все изменения дублируют положения ФЗ "О лицензировании", - прокомментировал Дмитрий Галушко.
Преподаватель Moscow Digital School Олег Блинов отметил, что переход на реестровую модель ожидаем и соответствует общему направлению цифровизации деятельности государства. "Сравнить процесс можно с переходом Роспатента на электронные реестры - сейчас источником истины является веб-версия реестра по товарным знакам, и не нужно никаких иных бумажных подтверждений его действительности. Это облегчает проверку юридически важных фактов, повышает прозрачность для контрагентов и граждан", - пояснил он.
Генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи Сергей Ефимов считает, что если этот законопроект будет принят, может появится необходимость в резервном копировании и усилении компьютерной безопасности. "Перевод в "виртуальное облако" грозит возможностью исчезновения актуальных данных. На сегодняшнем уровне готовности потребителей это можно делать как с больничными листами, но цена вопроса при пропаже или искажении данных слишком велика. В течение не менее десяти лет нужно эти процессы дублировать выдачей бумажной копии с печатями и т. п. Это важно даже для предъявления в банки или при продаже компаний - наличие дорогостоящих нематериальных активов, - рассказывает Сергей Ефимов. - По факту реестровая модель - это та же база в компьютере ведомства. Она уже есть. Очень кому-то хочется получить премию за ее "внедрение". Это очень удобно для чиновников, но ведь все нужно делать для людей. Понятно, что принятие таких законов инициировано именно чиновниками. Это усиливает их власть. Но, учитывая кибератаки, санкции, возможное противодействие более влиятельных конкурентов, стоит по желанию пользователей выдавать документ в бумажной форме в традиционном оформлении. Просто область такова, что не такая большая масса документов выдается. Это ведь не чеки в магазине, и не больничные листы. Чтобы привыкли, нужно вводить новое, не отменяя старого. На внедрение средства потребуются. Однако, в финансовом обосновании пишется, что все без затрат из бюджета, а тогда за чей счет будут вводится эти новации? Наверное, нужно искать заинтересованных лиц. Но это другая история. Документ требует подробного финансового обоснования".
Сергей Ефимов считает, что новая модель потребует от операторов дополнительных затрат: выдача лицензий и разрешений - платные, значит повысят стоимость этих госуслуг. "И повод хороший - на внедрение нового. А чем старое плохо? Просто единообразие процедур. Легче менять чиновников. Но каждое дело требует знаний. Сегодня специализированные области получают общую норму "госуслуги" , но между госуслугами для коммерческого применения и социального – пропасть, - комментирует Сергей Ефимов. - Поэтому самое малое, что можно сделать при желании чиновников внедрить свое - это оставить возможность получения бумажных правоподтверждающих документов, пусть даже за небольшую доплату, не более 3% от стоимости электронной услуги. И сохранить это на 25 лет, не менее".
Юлия Мельникова