Вчера, 14 февраля, на пресс-конференции, приуроченной ко Дню безопасного интернета, глава Лиги безопасного интернета, исполнительный директор Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям Екатерина Мизулина, отвечая на вопрос корреcпондента ComNews, заявила, что в отношении иностранных агентов нужны изменения в российском законодательстве.
"Необходимо, как мы считаем, сделать более прозрачной процедуру объяснения всему обществу, почему тех или иных лиц включили в реестр иностранных агентов. Может быть, такие сведения нужно раскрывать в полном объеме. Понятно, что многие из этих сведений составляют и персональную, и банковскую тайну. Поэтому государство тут в сложном положении - ему трудно такие сведения без согласия самого гражданина раскрывать. Но это было бы абсолютно правильно. Людям бы стало понятно, от кого иноагент получает средства на банковские счета", - объяснила Екатерин Мизулина.
Публикация персональных данных иностранных агентов началась с 1 декабря 2022 г. в соответствии с распоряжением правительства РФ от 10.11.2022 №3417-р. Такая информация публикуется в Реестре иностранных агентов. В отношении физических лиц предусмотрена публикация следующих сведений: фамилия, имя, отчество, дата рождения, ИНН, СНИЛС, основания включения в реестр со ссылкой на законодательство, дата принятия Минюстом России решений о включении в реестр, а также об исключении из реестра (если последнее имело место).
Юрист ООО "Редль и партнеры" Илья Лоханин отметил, что принятию указанного распоряжения правительства не предшествовали какие-либо значимые изменения законодательства о персональных данных, расширяющие перечень оснований для их распространения. "Не вполне понятно, насколько данное решение соответствует гарантированному Конституцией РФ праву на неприкосновенность частной жизни - ч.1 ст.23 конституции. Теоретически подобные действия могли бы образовывать состав преступления, предусмотренного ст.137 Уголовного кодекса РФ ("Нарушение неприкосновенности частной жизни"), однако в соответствии с разъяснениями Верховного суда РФ не может повлечь уголовную ответственность сбор или распространение сведений о частной жизни гражданина "в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если сведения о частной жизни гражданина ранее стали общедоступными либо были преданы огласке самим гражданином или по его воле" (п.2 постановления пленума Верховного суда РФ от 25.12.2018 №46). Вопрос о наличии в данном случае публичных интересов в опубликовании персональных данных остается открытым, - говорит юрист. - Сведения о движении по банковским счетам составляют банковскую тайну, защита которой гарантирована ст.26 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 "О банках и банковской деятельности", что делает их публикацию противоправной".
"Если говорить об общем "лишении защиты персональных данных" иностранных агентов или иных лиц, то данная мера на сегодняшний день полностью противоречит действующему российскому законодательству. Для закрепления подобной возможности в нормативных актах, вероятно, потребовалось бы вносить изменения в Конституцию РФ, Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ "О персональных данных" и множество иных документов, кардинальным образом меняя подход к правовому статусу персональных данных в целом", - прокомментировал Илья Лоханин.
Член Ассоциации юристов России Антон Бибаров-Государев подтвердил, что отражение финансовых операций по банковскому счету конкретного лица является не только персональными данными, но и составляют банковскую тайну. "В соответствии с п.1 ст.857 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), кредитные организации гарантируют тайну информации о счетах и вкладах, операциях по счетам и вкладам, сведений о клиентах. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. По сути, такая информация составляет тайну человека, является его частной жизнью, а эти права закреплены ни много ни мало в ст.23 Конституции России. Поэтому идея "опубличить" такие данные в отношении иноагентов может быть реализована только вразрез с конституционными положениями, что само по себе нонсенс. В любом случае корректировке будет подлежать не только ФЗ "О персональных данных" и ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", но и глава 45 ГК РФ. Такие изменения через подзаконные акты не примешь - придется проработать достаточно серьезную нормативную базу по внесению поправок, которые вполне могут не получить должной поддержки в Конституционном суде России. Исключения, пусть даже в отношении иноагентов и пусть даже оформленные в закон, могут иметь серьезные последствия для института банковской тайны и для доверия к банкам, в частности", рассказал Антон Бибаров-Государев.
Управляющий партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин напомнил, что, согласно ФЗ №152-ФЗ "О персональных данных", к персональным данным относятся любые личные сведения о том или ином гражданине. "Ст.7 Федерального закона №152-ФЗ определена конфиденциальность персональных данных, заключающаяся в том, что лица, получившие доступ к таким данным, не имеют права их разглашать без согласия правообладателя. В связи с этим операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено вышеуказанным федеральным законом. В административном законодательстве, согласно ст.13.11 КоАП РФ, предусмотрено наказание за "Нарушение законодательства РФ в области персональных данных". При более грубых нарушениях, в соответствии с действующим уголовным законодательством, лица, виновные в неисполнении условий получения, хранения и защиты информации, составляющей персональные данные, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст.137 УК РФ - "Нарушение неприкосновенности частной жизни". При этом в ст.23 и ст.24 Конституции РФ закреплены такие конституционные принципы, как неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны. Кроме того, честь, достоинство и доброе имя человека", - рассказал Алексей Добрынин.
"На основании вышеизложенного, обнародование персональных данных иногентов возможно только при внесении соответствующих изменений в Конституцию РФ и ряд федеральных законов, иным образом воплотить эту нарушающую права граждан инициативу Мизулиной нельзя. Однако, к сожалению, в действующем законодательстве имеется и лазейка, которая имеет широкое толкование и позволяет обойти ограничения, установленные законом о персональных данных, а именно, согласно разъяснениям Верховного суда РФ, не влечет какой-либо ответственности публикация и распространение таких сведений, если они осуществляются в защиту государственных, общественных или иных публичных интересов, которые, как мы понимаем, в нынешние времена можно трактовать максимально широко. Поэтому при большом желании государству нет необходимости внесения каких-либо поправок для реализации указанной инициативы Мизулиной, а лишь необходимо указывать, что это, дескать, осуществляется в интересах государства и общества", - подвел итог Алексей Добрынин.
Государство, в лице Роскомнадзора, подтверждает этот вариант. Пресс-служба Роскомнадзора сообщила ComNews, что, согласно ст.5 и ст.7 Закона "О персональных данных", раскрытие персональных данных допускается в случаях, предусмотренных законом, и в объеме, необходимом для достижения цели раскрытия.
Юлия Мельникова