Члены «Цифровой России» обсудили в Петербурге социальные аспекты цифровизации

9 декабря в петербургском Центральном музее связи состоялось установочное заседание Общественного совета федерального партийного проекта «Цифровая Россия». На мероприятии были намечены стратегические направления деятельности организации в 2023 году.

Координатором федерального партийного проекта «Цифровая Россия» является Антон Немкин, депутат Государственной Думы, член Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. В своем выступлении он подчеркнул, что ключевыми целями проекта являются развитие и защита ИТ-бизнеса, вовлечение местных компаний в проекты по цифровизации региона, а также реализация социально значимых инициатив. Всё это в целом позволит каждому гражданину страны почувствовать максимальный эффект от использования цифровых технологий.

Участники заседании Общественного совета обозначили проблемы формирования цифровой грамотности детей и подростков: низкий уровень обучения информатике в школах, отсутствие у современных школьников понятия «цифровой гигиены», снижение когнитивных способностей учеников из-за чрезмерного внимания к социальным сетям, отсутствие навыков программирования у выпускников. Антон Немкин предложил поддержать учителей информатики: например, найти ресурсы для дополнительного финансирования, чтобы привлечь большее число преподавателей к программе «Код будущего». Напомним, оператором проекта «Код будущего» является автономная некоммерческая организация «Университет Национальной технологической инициативы 2035». «Это улучшит качество образования. Мы в рамках рабочего процесса будем находить новые варианты решения проблем», – резюмировал Антон Немкин.

 

 

Максим Пратусевич, директор Президентского физико-математического лицея № 239 (Санкт-Петербург), рассказал, что в этом учебном заведении существует опыт взаимодействия учителей и учащихся старших классов с такими крупными компаниями как «Яндекс» или JetBrains. Старшеклассники встречались со специалистами-разработчиками. Также на базе лицея были разработаны и запущены несколько годичных курсов, среди которых ученики могли выбирать наиболее интересные для себя. Курсы были ориентированы на практику: например, разработку мобильных приложений или телеграм-ботов.

Такие программы, как «Код будущего», рассчитаны на то, чтобы привлечь детей массово, без учета их заинтересованности в получении навыков программирования, – посетовал Максим Пратусевич. В итоге в программе принимают участие лишь около 5% учащихся. Впоследствии это приводит к «перекосам» в вузовском образовании, к недонабору по направлениям, связанным с программированием.

Еще одной проблемой, по словам директора Президентского лицея, является противоречие методологии цифрового образования в России. В идеале страна должна обеспечить воспитание «властелина цифры», а не бездумного потребителя инновационных технологий. Согласно требованиям Министерства просвещения РФ, уже с 2023 году все школы будут обязаны использовать цифровые платформы, в то время как исследования не подтверждают связи между наличием цифровых ресурсов и улучшением качества образования. Обязательное использование цифровых ресурсов в обучении эксперты рекомендуют только для групп учащихся с девиантным поведением. Для остальных наличие медиа-ресурсов не является необходимым. Это желательно учитывать, чтобы не тратить лишние средства на образование.

Андрей Максименко, координатор федерального партийного проекта «Цифровая Россия» в Санкт-Петербурге, напомнил, что Россия занимает первое место в Европе и шестое в мире по количеству пользователей Интернета. На портале Госуслуг зарегистрировано более 100 млн учетных записей, а активно им пользуются более 20 млн человек. Цифровизация привносит в жизнь людей много преимуществ: например, открывает возможности для освоения новых профессий. Однако необходимо помнить и об угрозах, которые несет в себе цифровое пространство.

«С 2021 года разрабатывается концепция обеспечения защиты прав и свобод граждан в цифровом пространстве. В докладе Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека отмечалось, что правовое государство призвано обеспечить и безопасность, и возможность полноценной реализации прав и свобод, в том числе в цифровой среде. Необходимо обеспечить право на защиту цифровой идентичности, право на доступ или отказ от доступа к цифровым технологиям, право на защиту ментальной неприкосновенности личности, защиту от манипуляций, защиту биометрических данных. Обратной стороной реализации таких прав становятся угрозы цифрового пространства. Среди них, помимо кибермошенничества – распространение фейкового контента, кибербуллинг, кибертроллинг. Риски возникают из-за излишнего доверия людей к неверифицированным источникам и недостаточной цифровой грамотности», – подчеркнул Андрей Максименко.

 

 

Еще одной проблемой, по словам координатора проекта «Цифровая Россия», является ненадежность и уязвимость программного обеспечения. Причиной этому является недостаточный профессионализм некоторых разработчиков, а иногда и умышленные действия с их стороны.

Для решения многих проблем, связанных с киберугрозами, проект «Цифровая школа» предлагает комплексный подход к обучению граждан. В рамках него можно обеспечить, в первую очередь, безопасность людей, их способность к противодействию мошенничеству в Сети. Обучение может быть построено на простых и понятных примерах: что такое цифровой след, как хранить персональные данные, как взаимодействовать с незнакомцами в сети.

Следующий аспект проекта – это популяризация ИТ-специальностей, высокооплачиваемых, наиболее интересных, перспективных. Вовлечение молодежи в ИТ будет способствовать как ранней профориентации, так и формированию и осознанию принципов работы с технологиями. Кроме того, юные специалисты получат представление о видах противоправных действий злоумышленников, что позволит улучшить навыки критического мышления.

Также необходимо привлечение крупного ИТ-бизнеса к обучению: например, передача специалистами опыта в формате «просто о сложном».

Помимо этого требуется сформировать восприятие киберспорта как полноценной цифровой профессии, развивать технологии виртуальной реальности и культуру взаимодействия людей в виртуальном пространстве.

Президент объединения российских разработчиков программного обеспечения РУССОФТ, член правления АПКИТ Валентин Макаров в своем выступлении акцентировал внимание на том, что в Петербурге в последние месяцы произошел сильный отток ИТ-специалистов. По экспорту специалистов город стал первым в России. Это произошло по причине того, что многие зарубежные центры разработок произвели релокацию, часть ИТ-специалистов самостоятельно покинули страну. С этим контингентом нужно продолжать продуктивную работу, – считает Валентин Макаров. Более того, поддержка экспорта ИТ-специалистов дает России потенциал «мягкой силы» проникновения в дружественные страны. А она, в свою очередь, повлечет за собой и политическую силу, и валютные поступления. В свете этого поддержка экспорта очень важна. Необходима помощь в ее реализации на федеральном уровне, несмотря на то, что экспорт ИТ и не является приоритетным направлением.

Вице-губернатор Станислав Казарин ответил на это, что сегодня есть смысл обратить внимание на массовые сокращения штата в крупных ИТ-корпорациях Европы и США, направить усилия на качественную релокацию эмигрировавших отечественных специалистов обратно в Россию. Также, по его словам, стоит развивать полноценное проникновение российских компаний на рынки дружественных стран. А для этого необходимы прорывные ноу-хау: например, решения на базе квантовых технологий.

Подводя итоги встречи, Станислав Казарин подчеркнул важность взаимодействия различных бизнес-структур, ассоциаций и ведомств для запуска успешных проектов цифровизации. Основные вопросы, поднятые на данной встрече, будут вынесены для более планомерного и предметного обсуждения на новом собрании, которое пройдет ориентировочно в конце января 2023 года. В дальнейшем предполагается провести еще одно очное заседание Совета летом, в конце года будут подведены итоги. Остальные собрания будут планироваться по мере необходимости.

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Интеграция, Регулирование

Ключевые слова: регулирование, Цифровая экономика