Доклад ВБ опирается на прежнюю оценку состояния развития цифровой экономики РФ (DECA), при которой аналитики ВБ отнесли РФ к группе переходных стран, создавших основу для «цифрового скачка», но еще не преодолевших эту черту. К числу сильных сторон были отнесены стремление к внедрению прорывных инноваций, инвестиции в национальную инфраструктуру широкополосной связи, достаточно высокий научный и технологический потенциал, развитая правовая база и глобальная конкурентоспособность в области кибербезопасности.
Главными же барьерами для фундаментальных технологических прорывов названы «структурные недостатки в экосистеме цифровой трансформации», низкий уровень цифровых навыков у населения, ограниченный доступ к рынкам капитала и отсутствие «открытой инновационной культуры». По мнению аналитиков ВБ, главными целями цифровой стратегии должны стать стимулирование внедрения инноваций параллельно с укреплением «нецифровых основ» — повышением прозрачности и конкурентности бизнес-среды, гибким нормативным регулированием, расширением доступа к финансированию,— а также повышение эффективности управления за счет внедрения дата-ориентированного подхода, развитие цифровых навыков и выстраивание диалога между государством, бизнесом, научным сообществом и гражданами.
В ВБ достаточно высоко оценили усилия властей РФ по трансформации госсектора и развитию его электронных сервисов, но отметили сохранение барьеров на межведомственном уровне и в управлении данными — как и нестыковки на уровне регионов и муниципалитетов. К «флагманским достижениям» отнесено создание инфраструктуры для реализации принципа «правительство как платформа», включая портал госуслуг, систему межведомственного электронного взаимодействия, единую систему идентификации и аутентификации, развитую сеть МФЦ и электронные госзакупки. Однако для повышения скорости и качества оказания госуслуг нужна значительная трансформация архитектуры электронного правительства, частично созданной на ранних этапах, отмечают в ВБ. Речь, в частности, должна идти о «реинжиниринге административных процессов» и совместном использовании единых национальных баз данных и сервисов всеми уровнями власти, а также о стандартизации управления данными. Заявленный правительством перенос 90% информресурсов в гособлако к 2024 году тормозится неготовностью баз данных, конфликтами ведомств и нормами о госзакупках, говорится в документе.
Госсектор, однако, значительно опережает частный: бизнес за вычетом нескольких крупных игроков отстает в использовании цифровых технологий, особенно в промышленности, подчеркивают в ВБ. Кроме нехватки компетенций у руководителей этому способствует недостаток конкуренции из-за высокой монополизации рынка. В этих условиях эксперты Всемирного банка советуют властям трансформировать отрасли «сверху вниз» в директивном порядке по китайской модели, не забывая при этом о защите национальных интересов и интересов потребителей.
Электронное правительство запуталось в инфраструктуре
Вопрос реформы инфраструктуры электронного правительства и наследия прежних попыток цифровизации обсуждался в понедельник и в Аналитическом центре при правительстве: разработка прежнего Минкомсвязи, законопроект о переводе всей системы на платформу единственного оператора, вызвал сомнения у нового главы ведомства Константина Носкова. Документ уже согласован всеми ведомствами, но министр счел необходимым дополнительно обсудить его с экспертным сообществом. «Меня несколько удивило общее согласие с нормами, заложенными в этом законопроекте»,— признался он. По словам главы правового департамента ведомства Романа Кузнецова, у проекта «довольно сложная судьба» — его разработка началась еще в 2013 году, постепенно он обрастал новыми нормами — так, в соответствии с поручениями президента в нем появились положения об инфраструктуре электронного правительства с целью обеспечить ей внебюджетное финансирование. Документ закрепляет состав такой инфраструктуры и минимальные требования к ней, требует поэтапного перехода на нее органов власти и запрещает создание дублирующих систем, а также в слегка завуалированной форме фиксирует монополию на поддержание этой инфраструктуры «Ростелекома» (впрочем, за отсутствием альтернатив) и разрешает ему оказывать коммерческие услуги с ее использованием.
По итогам обсуждения выяснилось, что в нынешнем виде законопроект не нравится никому: регионы успели создать собственные платформы (как Москва и Татарстан), ведомства не понимают правил и сроков перехода, эксперты озабочены угрозой монополизации, а также игнорированием проблемы управления данными, хранящимися в системах. По словам же главы АЦ Владислава Онищенко, ни определения будущей архитектуры электронного правительства, ни создания системы обеспечения безопасности критической инфраструктуры законопроект не обеспечивает. По итогам обсуждения Константин Носков предложил создать специальную рабочую группу для доработки законопроекта, предложение поддержали и представители администрации президента, и АНО «Цифровая экономика».
Надежда Краснушкина