Директор центра разработки Artezio (входит в группу компаний ЛАНИТ) Дмитрий Паршин: Цифровизация услуг в России идет, и это главный критерий, по которому нужно оценивать этот процесс. Можно, конечно, говорить о том, насколько быстро и качественно развиваются сервисы. Но сейчас очень важно понимать, что в госуслуги инвестируются средства, а цифровые проекты появляются практически во всех областях государственной деятельности. Тот факт, что происходит движение вперед, свидетельствует о высоком интересе со стороны госорганов к автоматизации процессов и интернет-технологиям.
Директор центра разработки Artezio (входит в группу компаний ЛАНИТ) Дмитрий Паршин
Руководитель департамента маркетинга корпорации ЭЛАР Артем Вартанян: В целом, цифровизация идет повсеместно и является государственным трендом, ежегодно количество оказанных в электронном виде госуслуг только растет. Существует два вида госуслуг: базовые, связанные с контрольно-надзорной и разрешительной деятельностью ведомств, и услуги социально-правового характера.
Руководитель департамента маркетинга корпорации ЭЛАР Артем Вартанян
Госуслуги, связанные с контрольно-надзорной и разрешительной деятельностью, уже «оцифрованы», для их оказания используются реестры в рамках информационных систем ведомств, которые позволяют получить, обработать данные и выдать статус их рассмотрения. В этом процессе не задействованы документы, вся информация агрегируется внутри системы – это реестр и механизмы управления этими данными.
Второй вид госуслуг, связанный с отработкой социально-правовых запросов, в основном касающийся федеральных ведомств, связан с необходимостью выдачи справок по архивным документам. Например, это запросы, связанные с выходом граждан на пенсию, с подтверждением трудового стажа, наград, различных социальных статусов, получения социальных пособий. Для этого сегодня гражданину необходимо получить копию документа из профильного ведомства, где хранится оригинал с подтверждением. И здесь работа во многих ведомствах только начинается, пока ведомства продолжают обращаться к бумажным документам для извлечения данных. В идеале все должно прийти к тому, что у сотрудника ведомства для отработки запроса не будет необходимости обращаться к архивному документу в бумажном виде, он эту информацию будет видеть у себя на компьютере в электронном виде и сможет оперативно предоставить услугу.
Федеральные ведомства сейчас активно принимают внутренние программы цифровизации, мы видим, что в ведомственных программах сегодня уже детально проработан состав госуслуг, которые должны перейти в электронный вид в конкретные сроки, уже включены направления по созданию систем и электронных архивов, их наполнение, в первую очередь, наиболее востребованными фондами. Именно пласт работ по созданию и наполнению ведомственных систем сведениями из оригинальных документов, с настроенными процессами и интеграцией с государственными системами и порталами – будущее госуслуг. Многие ведомства, не считая Росреестра и БТИ, только приступают к обработке своих архивов.
Заместитель генерального директора «ЭОС ПВ» Иван Скородумов: Буду говорить в основном в контексте двух направлений: электронные услуги с получением с ЕПГУ и МФЦ как ещё одна неотъемлемая часть Электронного правительства. Если давать оценку в сравнении с тем, что было в самом начале, чуть больше 10 лет назад, то скачок громадный. У нас действительно появились электронные услуги, появилось электронное межведомственное взаимодействие, хотя надо признать, что последние годы развитие шло скорее по экстенсивному пути. Очень жаль, что качественным толчком к этому послужил прошлый год с печально известными событиями, именно тогда в головах чиновников и обычных граждан окончательно случился массовый перелом за короткий период времени от состояния «да, электронные услуги должны быть, и когда-то у нас это будет» до «почему я не могу получить эту услугу, не выходя из дома?».
Заместитель генерального директора «ЭОС ПВ» Иван Скородумов
На сегодняшний день оценка данного процесса, безусловно, позитивная - и в части электронных услуг, получаемых с ЕПГУ, и в части увеличения доли электронного межведомственного взаимодействия в МФЦ и ведомствах. Динамика, которую придал 2020-й год в этой сфере, вряд ли уже упадет. Мы видим, что и проблемные федеральные ведомства начали обновлять форматы электронного взаимодействия, и в регионах к этому стали относится совсем иначе. То есть, потребность превратилась в базовую необходимость, которую необходимо срочно закрывать.
Директор по развитию бизнеса Softline в нацпроекте «Цифровая экономика» Сергей Сошников: Электронное правительство и цифровизация государственных услуг - разные инициативы государства, которые не стоит связывать друг с другом и оценивать, как единовременную их реализацию. На то есть несколько причин, в первую очередь конечные цели этих инициатив. Когда речь идет о расширении портфеля государственных услуг в цифровом пространстве, то здесь задачи вполне понятные: ФОИВам необходимо перевести текущие процессы работы с услугами для граждан в цифровое пространство. Тем самым качественно улучшить «госпотребление» конечными пользователями услуг государства – гражданами.
Директор по развитию бизнеса Softline в нацпроекте «Цифровая экономика» Сергей Сошников
Когда речь идет об электронном правительстве, ключевыми индикаторами эффективности являются скорость и качество исполнения операций межведомственного взаимодействия. По сути, мы говорим о единых инструментах и стандартах взаимодействия на цифровых платформах между представителями власти во время запуска и реализации различного рода государственных проектов.
Иван Скородумов («ЭОС ПВ»): В целом, мы медленно проходим стадии цифровой зрелости, и есть часть регионов, которые пока на уровне -1 или нулевом, когда услуги предоставляют по бумажным заявлениям. Большинство уже перешли на начальный уровень, когда не менее 20 % услуг можно получить, подав заявление в электронном виде или в МФЦ, и есть большой потенциал быстрого перехода на продвинутый уровень, когда не менее 50 % услуг можно получать в электронном виде и срок их предоставления сокращается в два раза. До уровней «продвинутого» и «супер», думаю, нам ещё надо дорасти, но это возможно, и некоторые услуги уже так предоставляются.
Если говорить про регионы-лидеры, то лучше посмотреть их рейтинг, причем оценивать здесь надо и рейтинги в части электронных услуг, и в части МФЦ, так как это звенья одной цепи. Есть традиционные лидеры, например, ХМАО-Югра. Небольшая часть регионов за последние три года сделали рывок, как, например, Ульяновская область в части госуслуг, которая поднялась с 66 до 11 места. Сохраняет свои лидерские позиции в части МФЦ Калининградская область, качественные улучшения наблюдаются в Рязанской, Брянской областях. В основном, это достигается за счет слаженной работы специалистов на местах и использования передовых технологий, которые, тем не менее, являются лишь инструментом.
Дмитрий Паршин (Artezio): Безусловно, лидерами в этом процессе являются крупные города и области, которые можно считать ключевыми. В регионах цифровизация государственных услуг проходит медленнее. Но это связано не с низким интересом властей, а, скорее, с меньшими возможностями бюджетного финансирования разработки. Как правило, подобные системы приходится создавать под конкретные задачи, поэтому не всегда есть возможность сэкономить за счет масштабирования решений. Плюс нужно обеспечить высокий уровень защиты подобных продуктов, так как они оперируют персональными данными.
Сергей Сошников (Softline): Если давать оценку успешности реализации инициатив, то следует опираться на очень лояльные критерии, так как проекты по интеграции электронных систем сами по себе не бывают быстрыми, а в масштабах государства, где уровень зрелости и бюджета не един для всех регионов, вообще должен оцениваться по-разному. На передовой по достижениям всегда одни и те же регионы: Москва и область, Санкт-Петербург и область, Казань и Республика Татарстан, Новосибирск и еще ряд сильных кадрами областей.
«ЭОС ПВ» Иван Скородумов: Наверное, одним из серьезных стоп-факторов можно назвать ситуацию вокруг наличия множества порталов госуслуг. У нас единый портал, который регулятор позиционирует как единую точку входа, и недвусмысленно дается понять регионам, что все услуги должны быть там, а собственные региональные порталы иметь не стоит. И это логично: я, как гражданин или юридическое лицо, хочу иметь одну точку входа и не думать, на каком портале её искать. Но если посмотреть на ценовую политику в части вывода услуг на ЕПГУ, то становится понятным, что перевод даже половины региональных и муниципальных услуг на ЕПГУ это малореальные деньги для 80 % регионов.
Минцифра РФ уже много лет обещает вот-вот отдать конструктор услуг ЕПГУ в регионы, что должно позволить собственными силами разрабатывать формы и выводить на ЕПГУ, что, безусловно, будет огромным толчком к развитию именно электронных услуг. Но пока эти обещания пережили уже трёх министров. И именно поэтому регионы создают свои региональные порталы: у них есть желание развивать данное направление, и они ищут возможности, хотя понимают, что завтра их могут попросить прекратить эту практику и перейти полностью на ЕПГУ (что рано или поздно точно случится).
Сдерживающим фактором является и явный дисбаланс между хорошими идеями и их реализацией, материальным обеспечением, когда реальный запуск проектов растягивается на годы, хотя по бумагам чиновники отчитываются о работоспособности и промышленной эксплуатации. Примеров таких, к сожалению, много: это и проект по мониторингу деятельности МФЦ (ИС МДМ), и запуск в работу криптобиокабин в МФЦ, и растянувшийся процесс «оживления» вида сведений Росреестра ФГИС ЕГРН в СМЭВ 3.
Иван Скородумов («ЭОС ПВ»): Насчет успешности процесса - и да, и нет. Нельзя не отметить усилия регулятора в совершенствовании нормативной базы в соответствии с вызовами времени. Действительно оперативно вносятся изменения в существующие нормативные документы, появляются новые законы и подзаконные акты. И если ранее этого ждали годами, то сейчас оперативность для чиновников невероятная, по ряду вопросов решения принимаются за 1-6 месяцев. Наиболее важные инициативы касаются разных сфер - и в части использования Цифрового профиля гражданина, и в части единой биометрической системы, идут изменения в части оказания госуслуг в электронном виде и в МФЦ (опять же, прошлый год явился большим драйвером в этой части).
Сергей Сошников (Softline): Регулярно появляются различные проекты законов или стандартов по разным направлениям цифровизации, практически все они направлены на одностороннюю стимуляцию интересов крупных игроков, которые таким способом пытаются получить для себя экономические преимущества. На мой взгляд, одним из лучших примеров интеграции бизнес-сообщества и государства стал проект развития «Регуляторных песочниц» в исполнении Минэкономразвития, где объединенные команды бизнеса и власти совместно могут проработать влияние гипотез изменений на экономическую ситуацию в стране.
Иван Скородумов («ЭОС ПВ»): Если говорить о том, чего не хватает, то, скорее, это изменения устаревших нормативных актов, регламентирующих предоставление услуг. В большей части это касается ведомств. Простой пример, который отнимает огромное количество времени у МФЦ и разработчиков систем - для того, чтобы обратиться за услугой в МФЦ, необходимо заполнить заявление по бланку, который определен в административном регламенте ведомства. Во всех продвинутых регионах оператор вносит информацию в информационную систему и печатает данный бланк, заявителю остается только подписать. Но, если посмотреть на бланки, у большинства они ориентированы на заполнение ручкой, в частности, встречаются такие атавизмы, как впечатывание каждой буквы в отдельную клеточку, не только горизонтальное, но и вертикальное направление строк и тому подобное.
Много дискуссий по поводу согласия на обработку персональных данных. Кто-то считает, что само обращение в МФЦ является согласием, где-то считают, что необходимо запрашивать согласие при первичном обращении. А где-то - что согласие надо получать при каждом обращении в МФЦ.
Много вопросов возникает из-за «местной специфики» при оказании услуг, когда региональные органы власти по-своему трактуют регламенты оказания услуг. Как итог – в каждом регионе федеральные услуги имеют свои «особенности» и «индивидуальные требования». Хуже, когда «индивидуальные требования» возникают в каждом районе для региональных и муниципальных услуг (отсутствие централизации услуг). Необходимо запрещать расширять или менять список требований региональным/муниципальным органам власти к услугам. Это значительно упростит процессы цифровизации госуслуг и в МФЦ, и при выводе на единый и региональные порталы.
Артем Вартанян (ЭЛАР): Мы сотрудничаем с министерствами и ведомствами, видим тенденцию обращаться к теме перевода накопленных архивов в электронный вид не просто для сохранения фондов, а для цифровизации услуг, которые они оказывают. Последние несколько лет активно развиваем направление по разработке и внедрению платформенных решений и цифровых сервисов для задач цифровизации госуслуг, на основе архивной информации и документов. Активно занимаемся внедрением систем, на базе которых создаются рабочие места сотрудников, с настроенными процессами, в рамках которых оказываются госуслуги, при этом многие системы интегрируются с порталом госуслуг и ГИС ГМП. Главная цель внедрения такой системы – обеспечить условия для проведения услуги экстерриториально и проактивно. Другими словами, благодаря цифровым технологиям человек из любой точки России может заказать необходимую услугу, а ведомство, владелец нужной информации, может оповестить человека о необходимости эту услугу получить. Когда такой сервис будет реализован у нас в полной мере, ведомства смогут оповещать человека, например, о необходимости подтвердить стаж при приближении пенсионного возраста. А человек, получив уведомление, сможет из любого места, без необходимости идти в определенный архив, получить услугу в цифровом виде.
Иван Скородумов («ЭОС ПВ»): Расскажу об использовании АИС «МФЦ ДЕЛО» в интеграции с криптокабинами (КБК). Есть два способа интеграции с КБК: проводится поставка утилиты взаимодействия или интеграция напрямую с АИС МФЦ. Наш продукт, АИС «МФЦ ДЕЛО», одним из первых в России был доработан и прошел пуско-наладочное тестирование с разработчиками КБК, что позволило нашим клиентам одними из первых оказывать услугу по выдаче паспортов нового поколения не через стороннюю утилиту, а через АИС МФЦ наряду с остальными услугами. Такая интеграционная модель взаимодействия позволила не только уменьшить «головную боль» сотрудников, оказывающих услугу по выдаче паспортов нового поколения, но и упростить взаимодействие с самой криптобиокабиной, ведь операторам больше не надо думать, какой шаг следующий – экспертная подсистема все сделает за них. Сдерживающим фактором явился долгий процесс по поставке и пуско-наладочным работам со стороны поставщиков КБК, но последнее время процесс набирает обороты, и это уже действительно работающая технология, что не может не радовать.
Активные работы идут и в части электронного взаимодействия МФЦ с ведомствами, многие модернизируют свои системы и процессы после 2020 года, и в части предоставления госуслуг через ЕПГУ, большой фронт работ по взаимодействию с цифровым профилем гражданина, прорабатываются методики работы с единой биометрической системой. Огромным спросом стала пользоваться система записи на прием через ЕПГУ и наш продукт «Электронная очередь» (появились инсталляции на уровне всей территории РФ с работой в разных часовых поясах и другими особенностями), реализуется ряд интереснейших вещей по межведомственному взаимодействию наших крупных федеральных заказчиков, которые мы пока не можем анонсировать.
Сергей Сошников (Softline): В рамках деятельности Softline мы уделяем большое внимание задачам грамотности по работе с данными. Многолетний опыт нашей команды показывает, что принципы хранения и обработки данных с последующим применениям лучших практик дескриптивной аналитики позволяют быстро перейти к проактивному управлению периметрами ответственности, повысить общий уровень грамотности работы с учетными системами, системами бизнес-анализа и создавать центры компетенций по работе с данными. Сегодня все крупнейшие государственные центры цифровой трансформации уделяют особое внимание направлению «Больших данных и продвинутой аналитики» и имеют в штате руководителей высшего звена - CDTO, ответственных за управление корпоративными данными и развития аналитических компетенций. Компания Softline регулярно консультирует государственных игроков и частный сектор по самым разным вопросам, связанным с архитектурой данных, методологиями ведений исследований данных и аналитики, развития центров аналитических компетенций.
Дмитрий Паршин (Artezio): Законодательство будет развиваться, чтобы учесть возможности новых технологий. Определенное отставание законодательной базы существует, но это нормальный процесс. Технологии должны показать свои возможности, стать популярными или востребованными. Соответственно, законодатели должны будут учесть новые технические тренды. Например, в медицине нужно интенсифицировать разработку законов, чтобы было больше возможностей для применения новых решений на базе искусственного интеллекта. Но опять же, многим бы хотелось, чтобы законы принимались быстрее, не отставая от стартапов и легализуя все возможности новых проектов. Но есть определенный временной промежуток, который позволят оценить перспективность долгосрочного использования технических решений. Если говорить про ИТ, то индустрия была и остается драйвером профильного законодательства. Решения, которые создаются стартапами, мотивируют законодателей разрабатывать законы или инициируют интерес к ним со стороны профильных экспертных групп. Такое движение вперед сохранится и в будущем.
Сергей Сошников (Softline): В настоящее время действия текущего правительства в сторону государственной цифровизации выглядит очень системными. Ключевое опасение сейчас сводится только к тому, что в перспективе нескольких лет существует риск быстрого устаревания создающихся систем, а так же дублирование функционала. Опираясь на практику Softline, мы предлагаем регионам и центру консолидировать всю информацию в рамках общей мониторинговой платформы всех цифровых инициатив, чтобы у коллег был доступ к базе знаний и практик, а так же возможность оперативного обмена опытом по лучшим кейсам цифровой трансформации.
Иван Скородумов («ЭОС ПВ»): Как я говорил выше, процесс ускорения цифровизации, который был запущен печальными событиями прошлого года, уже не остановить. Изменилось мышление людей, мы поняли, что удаленное взаимодействие с государством и бизнесом не только возможно, а, скорее, является приоритетным и экономически выгодным. Поэтому прогнозы, безусловно, оптимистические: данной сфере будет уделяться ещё большее внимание и в части внедрения технологий, и в части совершенствования нормативной базы.
Уже сегодня необходимо шире применять реестровую модель оказания услуг, когда результатом является выписка из информационной системы ведомства, которая, в свою очередь, должна быть ГИС. Это позволит поднять уровень цифровой зрелости в части предоставления услуг и существенно сократить затраты на оказание услуг. Нужно закреплять нормативно возможность проактивного получения услуг, когда человеку просто приходит уведомление без заявительного характера о том, что положенная услуга предоставлена (пример – сертификат о материнском капитале автоматом выдается после рождения ребенка).
Всё дальнейшее развитие и цифровизация - как Электронного правительства и госуслуг, так и ИТ-отрасли в целом - должны быть сильно связаны с процессом импортозамещения. Уже сейчас действуют ряд нормативных документов, выдвигающих требования в закупке отечественных программных и технических средств. Мы, например, очень довольны нашим опытом использования нашумевшего ПАК МФЦ Плюс, созданного вместе с компаниями «Норси-Транс», «Базальт-СПО» и «Постгрес Профессиональный» на базе отечественного процессора «Эльбрус». Ещё один важный вопрос, которым надо заниматься уже сейчас - это хранение электронных документов в широком смысле этого слова. К сожалению, шаги в этом направление делаются микроскопические. Между тем объем электронных документов, которые надо хранить, растёт с каждым днем. Многие документы имеют статьи долговременного или постоянного хранения (свыше 10 лет). Наше обновленное решение «Архивное дело» представит новые, уникальные возможности в части хранения электронных подлинников.
Место компании ЭОС мы видим в традиционном для нас ключе: предоставление качественных и надежных решений наряду с высоким уровнем экспертности. Мы продолжим создавать стабильные, интуитивно понятные и современные программные продукты, а наши специалисты будут помогать формировать направления развития информатизации страны в различных экспертных советах, членами которых мы являемся.
ICT-Online.ru: Большое спасибо за беседу!