Государственная Дума приняла во II чтении так называемый законопроект «О новостных агрегаторах». Речь идет о поправках в Закон «Об информации», регулирующих деятельность сервисов по агрегации сообщений с различных новостных сайтах. Документ был предложен депутатами Александр Ющенко (КПРФ) и Алексей Казаков («Справедливая Россия»).
Под новостным агрегатором понимается «владелец программ для ЭВМ, сайта или страницы в сети интернет, которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети интернет». Под сферу действия будущего закона должны будут попасть новостные агрегаторы, распространяющие сообщения на русском языке или языках народов России, размещающие нацеленную на жителей России рекламу и имеющие суточную посещаемость не менее 1 млн человек.
Согласно версии законопроекта, одобренной в I чтении, новостные агрегаторы, по сути, приравнивались к средствам массовой информации (СМИ). В документе прямо говорилось, что новостные агрегаторы несут ответственность за распространяемую ими информацию, даже если она является перепечаткой из СМИ.
Кроме того, владельцам новостных агрегаторов не могли бы быть иностранные и международные организации, а также российские организации, находящиеся под зарубежным контролем. Доля иностранцев в организациях, владеющих новостными агрегаторами, не должна была бы превышать 20%, а любые сделки, направленные на увеличение этой доли, признавались бы ничтожными.
В таком виде документ был раскритикован интернет-отраслью. В частности, компания «Яндекс», владеющая крупнейшим новостным агрегатором – «Яндекс.Новости» - заявила, что в случае вступления в силу данного законопроект ей придется закрыть свой новостной сервис.
В итоге в ходе II чтения были приняты поправки, согласно которым новостные агрегаторы не будут нести ответственности за распространение информации, являющейся дословной перепечаткой из СМИ, «которые могут быть привлечены за нарушение законодательства о других СМИ». Кроме того, новостные агрегаторы должны принадлежать российским физических и юридическим лицам, но никаких ограничений на то, кому принадлежат российские владельцы, вводится не будет.
Остальные нормы законопроекта сохраняются. Новостные агрегаторы должны будут проверять общественно значимую информацию на достоверность и прекращать распространение недостоверной информации по требованию уполномоченных органов.
Владелец новостного агрегатора не должен использовать его для фальсификации или сокрытия общественно-значимых фактов. Агрегатор не должен распространять информацию, пропагандирующую терроризм, экстремизм, порнографию, нарушающую законодательство о выборах и референдумах, нарушающая государственную тайну, являющуюся вмешательством в частную жизнь, наносящую вред деловой репутации организаций и физических лиц и т.д.
Под запрет также попадает распространение нецензурной брани и информации, порочащей отдельные категории граждан по возрастным, половым, расовым, религиозным, профессиональным и другим признакам.
Регулировать выполнение будущего закона будет Роскомнадзор. Он должен будет вести реестр новостных агрегаторов и разработать методику определения их посещаемости. Обнаружив ресурс, отвечающий критериям данного законопроекта, Роскомнадзор должен будет направить ему уведомление о включении в реестр.
Если в течение трех месяцев суточная посещаемость новостного агрегатора оказывается ниже 1 млн, его владелец вправе будет запросить Роскомнадзор об исключении своего ресурса реестра. Владельцы новостных агрегаторов должны будут разместить на своих страницах адреса электронной почты для направления им юридически значимых уведомлений.
Уполномоченные органы могут выносить предписания о прекращении распространения той или иной информации, нарушающей законодательство, и направлять их в Роскомнадзор для передачи новостным агрегаторам. Также агрегаторы должны будут в течение шести месяцев хранить всю распространяемую ими информацию и предоставлять Роскомнадзору доступ к ней.
За выполнения требований о хранении новостей предусмотрены штрафы: от 3 тыс руб до 5 тыс руб для физических лиц, от 30 тыс руб до 50 тыс руб для должностных лиц и от 300 тыс руб до 500 тыс руб для юридических лиц.
За неисполнение требований Роскомнадзора о прекращении распространения той или иной информации предусмотрены штрафы в размере от 50 тыс руб до 100 тыс руб для физических лиц, от 200 тыс руб до 400 тыс руб для должностных лиц, от 500 тыс руб до 1 млн руб для юридичесих лиц.
Повторное нарушение в виде неисполнения требований Роскомнадзора будет наказываться штрафом в размере от 200 тыс руб до 300 тыс руб для физических лиц, от 500 тыс руб до 700 тыс руб для должностных лиц и от 1,5 млн руб до 3 млн руб для юридических лиц
Первоначальная редакция законопроекта предполагала также штрафы за неисполнение требований по схеме владения новостными агрегаторами. Для физических лиц они составили бы о т 400 руб до 500 тыс руб, для должностных лиц - от 800 тыс руб до 1 млн руб, для юридических лиц - от 3 млн руб до 5 млн руб. Но в ходе чтения норму об этих штрафах также исключили.
Я компании «Яндекс» довольны внесенными в законопроект изменениями. «В текущей редакции законопроект позволит компании сохранить сервис «Яндекс.Новости», но сам сервис может измениться, - сообщили в компании. - Как мы уже говорили, новостной агрегатор в принципе не сможет проверять сотни тысяч сообщений от внешних редакций. Наличие или отсутствие регистрации СМИ не влияет на оперативность, информативность и цитируемость первоисточника новости — а именно эти критерии в первую очередь определяют работу автоматической сортировки новостей нашего агрегатора».
У «Яндекса» сейчас нет однозначного ответа на вопрос, как будет меняться сервис «Яндекс.Новости». «Это будет зависеть не только от самого сервиса, но и от наших партнёров: мы не знаем, кто из них решит получать регистрацию СМИ, и как этот статус будет работать в отношении иностранных источников», - отметили в компании.