«Паразитический маркетинг» Пётр Лидов определил как запланированную попытку третьей стороной, не являющейся официальным спонсором, ассоциировать себя с мероприятием и получать все выгоды партнера, не платя при этом спонсорский взнос. Поводом для дискуссии послужила конкретная ситуация: «МегаФон» стал официальным спонсором Олимпийских игр в Сочи, получив эксклюзивное право использовать в своем продвижении олимпийскую символику и терминологию. Однако компания МТС незадолго до лондонской Олимпиады запустила рекламную кампанию «0 без границ» с участием члена олимпийской сборной, звонившего из Лондона племяннику и обещавшего привезти медаль. И хотя с юридической точки зрения все было безупречно, в результате кампании, как показали опросы, 63% граждан считали именно МТС официальным спонсором Олимпийских игр.
Елена Кохановская заявила в ответ, что спонсорство «МегаФоном» Олимпийских игр – это не благотворительность, а четко просчитанный бизнес-ход: в рамках контракта другим операторам до 2016 года не разрешено развивать свою сеть в Краснодарском крае. Елена отметила, что с точки зрения технологии рекламная кампания МТС выполнена идеально: не было нарушено ни одной олимпийской хартии.
Далее слово было предоставлено независимым экспертам.
Фёдор Погорелов, главный редактор радио «Зенит», отметил, что, каковы бы ни были бизнес-интересы компаний, существует олимпийский закон, и его необходимо соблюдать.
Ситце Баккеру, руководителю событийного блока конкурса песни «Евровидение», тема паразитического маркетинга знакома не понаслышке: бренд крупнейшего в мире музыкального конкурса активно эксплуатируется как отдельными личностями, так и компаниями. Молодой эксперт отметил, что «паразитирование», в конечном итоге, наносит ущерб репутации той компании, которая использует эту тактику: «Возможно, потребители ничего не заметят, но на отношении к вам бизнес-партнеров это непременно скажется».
Дмитрий Глушко, вице-президент Республики Саха (Якутия), подчеркнул, что подход, практикуемый такой крупной компанией, как МТС, плох тем, что он становится стандартом для более мелких компаний, которые учатся у «старших». Эксперт согласился с тем, что спонсорство – это чистый бизнес: цель компании-спонсора – заработать денег, и именно поэтому тому, кто не платит спонсорский взнос, не стоит вмешиваться. Однако, к сожалению, ходить по грани этики в России принято, заключил г-н Глушко.
Жанна Дембо, заместитель генерального директора по связям с общественностью клуба «Зенит», встала на сторону Елены Кохановской. По ее словам, в условиях конкурентной бизнес-среды, где главное – результат, кейс МТС представляется креативным и эффективным. Жанна обратила внимание на то, что имя и образ любого спортсмена – это и его личный бренд, который он имеет право продавать. Что касается Олимпийских игр, это всегда главное событие «повестки дня», и только ленивый не использует такую возможность продвижения.
Спортивный журналист Константин Осипов напомнил, что атлет, использованный МТС в рекламной кампании, проиграл в первом же олимпийском бою, и портал «Газета.ру» не преминула обыграть этот факт в заголовке статьи: «Дядя медали не привез». Константин придал дебатам характер настоящей боксерской схватки, предложив участникам обменяться заключительными «ударами» на «ринге», а Ситце Баккеру, в качестве независимого рефери, выбрать победителя.
Пётр Лидов не согласился с мнением о том, что спонсорство – это исключительно бизнес: он привел в пример множество социальных программ «МегаФона», направленных на поддержку спорта, но не имеющих никакой коммерческой выгоды. «Я против позиции, что бизнес и „бабло“ – то, что нас объединяет. Зарабатывать деньги нужно красиво, вежливо, интеллигентно и этично», – заключил Пётр.
Елена Кохановская поддержала точку зрения коллеги, отметив, однако, что тогда стóит задуматься о том, почему «МегаФону» в рамках спонсорской программы выдается эксклюзивная лицензия на развитие сети в Краснодарском крае, что, по ее словам, противоречит юридическим нормам. Она предложила коллегам вместе получать лицензии, а соревноваться только в маркетинге.
Рефери Ситце Баккер решил не присуждать победу никому и, вместо того чтобы поднять руку победителя, предложил конкурентам пожать руки друг другу. Вот таким красивым жестом закончилась яркая схватка двух сильных соперников, первоклассных профессионалов PR.