Две вывески по цене одной. Сотовые ритейлеры осваивают франчайзинг

Установившееся полтора года назад равновесие на петербургском рынке сотового ритейла может быть нарушено. Традиционным лидерам, так называемой "большой пятерке" -- "Евросети", "Связному", "Ультре", "Телефоруму" и Dixis придется потесниться под напором появившихся этим летом новых игроков, самым заметным из которых стала сеть "Цифроград". Новичок за счет франчайзинговых договоров с мелкими сетями города к концу года вполне может стать лидером рынка. Однако, конкуренты "Цифрограда" скептически относятся к схеме франчайзинга, указывая, что она уже стала приводить к вполне анектодичным ситуациям, когда два магазина с одним и тем же брендом торгуют одним и тем же товаром по одинаковым ценам друг напротив друга.

На протяжении последних полутора лет аналитики, говоря о петербургском розничном рынке сотовых телефонов, оперировали понятием "большая пятерка". Пять крупнейших компаний - 2 петербургских и 3 московских - контролировали около двух третей рынка. Среди них первое место традиционно занимала "Евросеть", замыкал пятерку Dixis а между ними же постоянно "перетасовывались" "Связной", "Ультра" и "Телефорум". Однако за прошедшее лето в Петербурге появилось сразу 3 компании, которые в мгновение ока смогли занять сопоставимые с лидерами доли рынка.

Серьезным "посягателем" на "ритейловый пирог" нашего города может стать по словам одного из участников рынка ""Евросеть" в мире холодильников" - "Эльдорадо-Связь"(структура крупнейшего в СНГ ритейлера "Эльдорадо"). Компания, знаменитая агрессивной маркетинговой политикой, яркой рекламой и позиционированием себя как ритейлера с самыми низкими ценами, в начале августа объявила о своих намерениях по развертыванию сети салонов связи в формате дискаунтера. Компания уже открыла несколько павильонов у станций метро и других проходных местах. По прогнозам аналитиков к концу этого года "Эльдорадо-Связь" может рассчитывать на 3% местного рыка.

Другим серьезным игроком, появившимся на петербургском рынке стала компания "Телефон.ру" -- если полгода назад она владела всего двумя салонами связи, то по данным на начало сентября их уже 20. При этом, объем продаж "Телефон.ру" вырос в 6 раз, а число подключений в 8 раз. Доля рынка компании составляет 6% и она уже "дышит в затылок" DIXIS'у, чья доля на рынке около 8%.

Однако наибольшую активность в летний сезон проявила федеральная сеть салонов "Цифроград", принадлежащая крупнейшему оптовому холдингу "Северен". В начале лета "Цифроград" заключила франчайзинговые договора с целым рядом местных игроков второго эшелона - сетями "Техносвязь", "KS Group" и "Телеком Поинт" и стала лидером по числу салонов связи, количество которых составило 110 торговых точек. Впрочем, конкуренты "Цифрограда" оценивают перспективы франчайзинговых салонов как весьма туманные.

"Вывески изменились, но сами салоны остались прежними; финансовые потоки также разделены. Более того, доходит до курьезов: рядом могут находиться несколько "Цифроградов", например, у метро "Академическая" в нескольких метрах друг от друга стоят бывший "Телеком Поинт" и бывший "KS Group" - оба с одинаковыми вывесками "Цифроград". Получается, что салоны все равно конкурируют друг с другом. Мы считаем франчайзинговые схемы малоэффективными", - -считает Игорь Алехин, директор по маркетингу компании "Телефорум". "Франчайзинговые салоны плохо управляемы, что отрицательно сказывается на качестве обслуживания и единых стандартах сети", -- говорит директор по маркетингу сети салонов "Ультра" Дмитрий Карманов.

Впрочем, несмотря на мрачные прогнозы участников рынка, "Цифроград" вполне может к концу года стать лидером рынка и потеснить с этой позиции "Евросеть". Каждая из сетей, с которой "Цифроград" заключила франчайзинговые соглашения, занимала 5-7% рынка, теперь же объединенные под брендом "Цифрограда" сети смогут осуществлять 20% всех городских продаж и вплотную приблизиться к лидерам рынка. Впрочем, аналитики считают, что просто суммировать доли рынка трех игроков не совсем корректно и реальная итоговая доля "Цифрограда" составит 14-15%. При этом, доля "Евросети", сегодняшнего лидера рынка, по итогам 2004 года составила 13,5% а прогноз на этот год - 18,3%.

Тематики: Мобильная связь, Торговые сети

Ключевые слова: