Правительство РФ опубликовало постановление № 1578 "О сроках одновременного использования единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, и государственных информационных систем органов и организаций, указанных в статье 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", при организации межведомственного информационного взаимодействия в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций в переходный период".
Документ устанавливает возможность одновременного использования единого федерального регистра населения и иных ГИС на протяжении всего переходного периода, установленного частью 1 статьи 13 Федерального закона № 168-ФЗ – до 31 декабря 2025 г.
В июне 2020 г. Совет Федерации одобрил законопроект о едином регистре населения. В регистре будут храниться базовые сведения о гражданах: ФИО, пол, дата, место рождения и смерти, а также реквизиты этих записей, СНИЛС, ИНН, семейное положение и родственные связи.
До 1 января 2023 года нормативные правовые акты РФ не могут устанавливать требование об использовании федерального регистра сведений о населении в качестве единственного и (или) обязательного источника получения сведений о населении.
Директор экспертно-аналитического центра ГК InfoWatch Михаил Смирнов отмечает, что регистр создается как единый источник информации, необходимой для реализации как государственных функций, так и услуг. "Понятно, что появится еще один объект, из которого может произойти утечка персональных данных, но степень риска зависит от того, насколько грамотно будет спроектирована система в целом и подсистема ИБ, как она будет поддерживаться в актуальном состоянии, и, главное, от персонала - их квалификации, ответственности и вовлеченности в ИБ.
Параллельная работа с другими системами даст возможность выверить большинство данных, минимизировать ошибки, возможно, найдут и тех, кто, эксплуатируя несогласованность данных, незаконно пользовался этим", - считает он. По его словам, еще один риск, связанный с единым реестром, заключается в несанкционированном (неумышленном или умышленном) изменении статуса гражданина, вследствие которого он может лишиться каких-то льгот или, наоборот, приобрести их. "Важно, чтобы в реестре не появилось других, не предусмотренных законом, полей, касающихся статуса гражданина, даже временных", - отмечает Михаил Смирнов.
Адвокат КА Pen & Paper Виктор Рыков отмечает, что данное постановление уточняет, в течение какого времени разные информационные системы будут использоваться параллельно с этим единым федеральным реестром.
Основатель KIP LegalTech, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, член ассоциации юристов России Павел Катков отмечает, что государство перекладывает данные из одного информационного реестра в другой, объединяет и упорядочивает данные, делает это в рамках федерального закона о госуслугах и на основании подзаконного акта достаточной юридической силы - постановления правительства. "Я тут правовых проблем не вижу. Конечно, всегда возникает мысль о согласии на обработку персональных данных, но тут и согласия, возможно, давно получены, и есть федеральный закон. Опять же, даже если в процедуре будут выявлены формальные нарушения, кто и зачем будет их обжаловать? Ведь для соответствующего иска нужно заинтересованное лицо или группа лиц, а я слабо представляю себе, кому и зачем это может быть нужно, кроме юристов - судебных представителей, если они этих лиц убедят", - считает юрист.
Ирина Приборкина