Аналитики и технические специалисты Artezio опирались на глобальную базу данных ООН – United Nations E-Government Development Database (UNeGovDD), базу данных о развитии электронного правительства государств-членов Организации Объединённых Наций. Оценивая удобство государственных Интернет-сервисов, аналитики Artezio учитывали следующие параметры: наличие единой точки входа – портала, удобство поиска информации, возможность получения услуг онлайн, простоту процедуры аутентификации. Дополнительно оценивалась перспективность масштабирования сервисов с учетом развития технологий.
ТОП-20 стран по удобству и технологичности государственных электронных сервисов выглядит следующим образом.
Евгений Розин, ведущий бизнес-аналитик Artezio: «Государственные онлайн-сервисы – наиболее востребованные цифровые продукты для многих людей, а для некоторых граждан они определяют ценность технологий и интернет-доступа. Однако далеко не всегда онлайн-сервисы соответствуют ожиданиям пользователей и индустриальным стандартам. Есть много примеров, когда государственные онлайн-решения создаются «для галочки» и не имеют потенциала дальнейшего развития. Наряду с этим мы видим стремление стран, вошедших в ТОП-20, упростить административные процессы, создать доступные и надежные системы для получения государственных услуг. Наиболее заметны успехи Великобритании. Уже сейчас в стране можно дистанционно задекларировать и оплатить налоги, зарегистрировать бизнес, получить водительские права и воспользоваться местными услугами. Интернет помогает жителям Великобритании пользоваться системой здравоохранения и пенсионной системой».
Говоря об успехах стран в области развития электронных госуслуг, аналитики Artezio выделяют Республику Корею, которая внедряет инновации в электронное правительство, реализуя план по переводу более 750 услуг для граждан в облако. Интересно отношение США к цифровому пространству: американцы причисляют Интернет к своим национальным ценностям наряду с землей, водными ресурсами, воздухом и космосом.
В России развитие электронных госуслуг происходит динамично, с полной поддержкой государства. Аналитики Artezio указывают, что в стране создано множество качественных онлайн-сервисов в сфере электронного правительства. Однако возможность дистанционно взаимодействовать с государством не реализована в полной мере. Вне онлайн-доступа остаются востребованные госуслуги в сфере образования, медицинского облуживания и другие. Также пока невозможно в Интернете пройти всю процедуру получения водительских прав. Недостаточный набор дистанционных сервисов не позволяет России занять лидирующие позиции в рейтинге.