По оценке аналитиков, в ближайшие пять лет рост количества введенных в коммерческую эксплуатацию стоек составит 16% в год. В результате к 2025 году рынок вырастет почти на 100% по сравнению с 2021 годом. Согласно прогнозам, к 2025 году общее количество введенных в эксплуатацию стоек превысит 100 тысяч.
Эксперты также опросили потенциальных заказчиков услуг коммерческих дата-центров и выяснили, что основными факторами выбора КЦОДа стали доступность, надежность, безопасность, каналы связи и географическое расположение. Фактор стоимости услуг КЦОДа респонденты поставили на пятое место.
Эксперты также выяснили, что в целом крупные города недостаточно обеспечены дата-центрами объемом более 100 стоек. Из 25 городов с населением более 600 тыс. человек такие ЦОДы есть только в 11. Серьезный дефицит наблюдается в Южном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
Рынок КЦОДов Узбекистана нуждается в крупном дополнительном финансировании, выяснили аналитики. Тем не менее, они отмечают, что рынком интересуются зарубежные инвесторы.
Лидером по доле стоке стала Беларусь - от общего количества там сертифицированно согласно Tier III почти 60%. Спрос и предложение в стране сейчас уравновешены. Рост отложенного спроса в регионе ожидается после 2023 года.
Согласно анализу конъюнктуры рынка указанных регионов, при введению в эксплуатацию нового КЦОДа срок его окупаемости составляет 10 лет при емкости до 100-200 стоек. При увеличении количества стоек до 1 тысячи срок окупаемости снижается до 8 лет. Эксперты отметили, что второй сценарий возможен только в московском регионе или Северо-Западном федеральном округе.
«Для успешной КЦОДов также важно наличие административной поддержки, недорогой электроэнергии, якорного заказчика и телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения связности дата-центров», - сообщается в исследовании.
Гендиректор TelecomDaily Денис Кусков сказал ICT-Online.ru, что закон «О персональных данных» и закон Яровой обеспечивают постоянное увеличение потребностей в хранении данных и обработки трафика. «Раньше рост составлял почти 80 %, сейчас порядка 40 %. На данный момент нужно все больше и больше мощностей для хранения потребительской информации. Увеличения количества стоек и центров обработки данных также требует решение вопросов программы «Цифровая экономика», - заявил эксперт. По его словам, рост к 2025 году однозначно будет, но достигнет ли он указанных в исследовании параметров – пока неизвестно, и тут может быть разница в 15-20%.
Эксперты «МегаФона»:
Ресурсы ЦОД востребованы в регионах, где идет бурное развитие промышленности, образования и даже культуры. Факт того, что крупные игроки рынка ежегодно вводят новые мощности, говорит об устойчивом спросе и хороших перспективах. А тенденция цифровизации всех направлений нашей жизни дает дополнительный потенциал к росту этого рынка.
У МегаФона довольно серьезная сеть дата-центров в России. Мы видим перспективу этого рынка, расширяем и модернизируем наши существующие ЦОДы и строим новые, чтобы быть готовыми к вызовам будущего. В свое время наши облачные решения стали актуальными в пандемию, когда инфраструктура многих организаций оказалась не готова к нахлынувшей нагрузке, а времени на модернизацию не было. Тогда многие компании открыли для себя облачные сервисы. Они размещали свои бизнес-приложения и важные данные в облаках.
Мы предоставляем решения как для бизнеса, так и для государственных структур. Например, сервисы на основе больших данных МегаФон разрабатывает с 2014 года, продуктовый портфель постоянно расширяется. В бизнес-среде сервисы используются нашими клиентами для улучшения внутренних бизнес-процессов, организации рекламных кампаний, государственные заказчики планируют с их помощью строительство транспортной, туристической и социально-значимой инфраструктуры, находят обоснования инвестициям в такие проекты
Определяющий тренд рынка сейчас – цифровизация процессов. Пандемия вынудила предприятия перевести большую долю сотрудников на удаленку, а режим самоизоляции привел к росту спроса на онлайн-шопинг, развлечения и в целом к всплеску пользования цифровыми сервисами. Так что в digital-среду переходит и бизнес, и частные клиенты. Бизнесу необходимы цифровые инструменты для организации работы в новых условиях. При это необходимо учитывать, что масштабного возврата к офлайну после окончания пандемии уже не будет – цифра с нами навсегда.