На региональные системы межведомственного взаимодействия ляжет основная нагрузка, поскольку 90% услуг граждане получают в регионах. Как ранее заявлял министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев на встрече с журналистами в Женеве, "реально подключение и обкатка должны быть завершены в марте". Отстающие регионы, по словам министра, должны подтянуться к 1 июля. С этой даты им будет запрещено запрашивать у получателей госуслуг документы, которые имеются в распоряжении других ведомств. Федеральные органы власти перешли на систему "одной инстанции" с 1 октября, к настоящему времени электронные сервисы ведомств обработали почти 550 тыс. запросов. На региональные системы межведомственного взаимодействия ляжет основная нагрузка, поскольку 90% услуг физические лица получают в регионах.
"Портал электронных госуслуг заработал чуть более полутора лет назад, и в этом году, когда на федеральном уровне заработала система межведомственного электронного взаимодействия, он стал реальностью. Сейчас любую справку, которая требуется в федеральный орган, чиновники не имеют права требовать с гражданина, - подчеркнул Илья Массух вчера в общении с журналистами. - Тюменская область создала свою систему межведомственного электронного взаимодействия, подключив ее к федеральной, и сейчас в регионе существует замкнутый цикл по оказанию услуг гражданам".
По его словам, портал госуслуг пользуется популярностью среди населения. "Когда мы запускали портал, мы столкнулись с беспрецедентным спросом - там было более 1,6 млн кликов в час. Скажу честно, на такое мы не рассчитывали. Сейчас портал посещает около 10 млн человек в месяц, это достаточно серьезная цифра. Количество же зарегистрированных пользователей около 1,5 млн - это люди, которые почувствовали вкус к электронным услугам и получают их уже на регулярной основе", - сказал Илья Массух.
Как объяснил замминистра, благодаря порталу госуслуг около 1 млн жителей России получили заграничные паспорта. "Вспоминаю время, когда в ОВИРах люди в пять часов утра записывались, чтобы получить анкету, потом подавали документы, ждали 30 дней. Сейчас гражданин избавлен от этого, - поделился Илья Массух. – К тому же портал госуслуг имеет две версии, одна из которых предназначена для продвинутых пользователей, а другая адаптирована для менее опытных пользователей интернета.
На федеральном уровне единственным исполнителем проекта создания инфраструктуры "электронного правительства" является "Ростелеком". "Элементами этой инфраструктуры являются единый портал государственных и муниципальных услуг, система электронного межведомственного взаимодействия, единая система идентификации и авторизации и т.д., - сообщила ComNews пресс-служба "Ростелекома". – В настоящее время к СМЭВ подключено более 86 федеральных органов исполнительной власти и организаций. На 16 ноября с использованием СМЭВ предоставлялось 139 услуг. Сегодня в СМЭВ составляет направляется около 230 тыс. запросов в сутки. Общее количество обработанных запросов с момента запуска СМЭВ по начало ноября - более 65 млн".
По словам компании, при создании регионального сегмента "электронного правительства" субъекты федерации должны обеспечить подключение своих органов власти к созданной "Ростелекомом" СМЭВ федерального уровня, а также обеспечить межведомственное электронное взаимодействие на уровня региона.
"Ростелеком" оказывает регионам необходимую помощь в решении этих задач на основании почти 80-ти подписанных соглашений о сотрудничестве, предоставляя условия присоединения и консультируя их по вопросам межведомственного взаимодействия, - подчеркнула пресс-служба компании. - Кроме того, "Ростелеком" разработал типовое решение для создания регионального сегмента инфраструктуры "электронного правительства", которое позволяет регионам решать данные задачи в кратчайшие сроки и с минимальными затратами. Это решение, ориентированное, в первую очередь, на те субъекты РФ, где ранее не было достигнуто существенных успехов в создании регионального сегмента "электронного правительства".
Пресс-служба Минкомсвязи уточнила, что процесс перехода на межведомственное взаимодействие в электронном виде включает в себя три аспекта. Во-первых, это определение в регионах ответственных за переход на электронные госуслуги, создание координационных органов, которые обеспечат совместную работу ведомств, согласование технологических карт межведомственного взаимодействия. Второй аспект - нормативно-правовой. Третий аспект включает обеспечение связности информационных систем. "В настоящий момент реализуются в основном мероприятия первого и второго блока задач, но большое число регионов уже реализовало или реализует и технологические мероприятия", - отмечает представитель Минкомсвязи.
Среди регионов, подключившихся к федеральной СМЭВ раньше всех, Минкомсвязи выделяет Астраханскую, Волгоградскую, Кемеровскую, Курскую, Липецкая, Омскую, Тюменскую, Челябинскую области, Республики Коми, Хакасия, Ставропольский край. "На текущий момент у всех регионов при наличии желания есть возможность успеть в намеченный срок", - успокаивает Минкомсвязи.
Информатизация региональных администраций госструктур сейчас особенно актуальна, отмечал в сентябре в интервью журналу Forbes новый губернатор Тульской области Владимир Груздев. Рассказывая об опыте информатизации администрации Тульской области, он посетовал, что не у всех его заместителей была электронная почта. "Как только стал исполняющим обязанности, я заставил писать мне отчеты и присылать их по электронной почте. Обычно за них это делали секретари. И присылали мне из какого-нибудь департамента письмо с адреса, например, "Оксана-Оксаночка", то есть с личного почтового ящика. Результатом такой низкой личной информатизации является невысокий уровень общих знаний, которые позволяют человеку быстро сориентироваться в потоке информации: куда зайти, что посмотреть, на что нужно обратить внимание. При этом область тратит неплохие деньги на информатизацию", - рассуждал Груздев. Он уточнил, что предыдущий губернатор подписал контракт с "Ростелекомом" на 24 млн руб. "При этом нет никаких виз соответствующих департаментов, которые, по идее, должны были оценить адекватность стоимости услуг. В итоге мы встретились с "Ростелекомом", и они согласились уже на 16 млн. А на 8 млн они предоставляют дополнительные услуги, которые не были предусмотрены договором", - заключил Владимир Груздев в интервью Forbes.
ДАРЬЯ ЛЮТЦАУ