ЗАО «Вагонмаш» является одним из старейших вагоностроительных предприятий России. Первый железнодорожный вагон предприятие, тогда называвшееся «Товарищество Санкт-Петербургского вагоностроительного завода», выпустило в 1898 году. В мае 1968 года завод провел испытания первого вагона метрополитена. В 2001 году ЗАО «Вагонмаш» изготовило первый в России и СНГ поезд метрополитена нового поколения с асинхронным тяговым приводом. Сегодня ЗАО «Вагонмаш» – одно из ведущих предприятий вагоностроительной отрасли России.
«АНД Проджект» - ведущая российская компания, специализирующаяся в области консалтинга и внедрения автоматизированных систем управления производственными предприятиями и холдингами. «АНД Проджект» входит в состав «Национальной компьютерной корпорации». В компании работает более 160 сотрудников, более 80 % которых – сертифицированные специалисты в области финансов, логистики, производства, систем управлениям предприятием и методологии управления информационными проектами. Офисы компании расположены в Петербурге, Москве и Барнауле. «АНД Проджект» имеет статус Microsoft Gold Certified Partner с компетенцией Microsoft Business Solutions. На счету компании более 80 внедрений системы Microsoft Dynamics AX (Microsoft Axapta) более чем в 70 городах России.
Как рассказал руководитель практики «Машиностроение» в компании «АНД Проджект» Игорь Успенский, сотрудничество между компаниями началось в 2005 году. «Вагонмашем» был проведен тендер, и компания «АНД Проджект» стала его победителем. Основными преимуществами предложения «АНД Проджект» стали комплексный подход, включающий решение задач как по управлению производством, так и по финансовому контуру, большой опыт «АНД Проджект» в решении подобных задач, а также наличие разработанного решения для машиностроительных предприятий – «АНД Проджект: Машиностроение для Microsoft Dynamics AX». Отметим, что это решение было разработано «АНД Проджект» на основе полученного опыта внедрения системы на других машиностроительных предприятиях. Среди предприятий, расположенных на Северо-Западе, это решение используют такие компании, как ОАО «Техприбор» и ОАО «ПО «Элтехника». За пределами Северо-Западного региона внедрения продукта также велись. Например, в 2006 году это решение было внедрено на предприятии ОАО «Калужский прибор».
Проект фактически начался в конце 2005 года. Методология «АНД Проджект» включает в себя ряд последовательных этапов, обеспечивающих достижение конечного результата проекта внедрения и значительно снижающих риски для предприятия, продолжает Игорь Успенский. Исходным этапом выступает этап анализа и дизайна, в рамках которого производится обследование предприятия и формируется дизайн будущего решения. После этого производится формирование полнофункционального прототипа, который на ограниченном объеме данных позволяет «проиграть» всю модель управления предприятием и при необходимости скорректировать ее. Этап развертывания системы служит задачам подготовки конечных пользователей, окончательной настройки всех справочников системы, подготовки начальных данных, сальдо и занесения их в систему. Наконец, этап тестовой эксплуатации позволяет запустить систему в работу во всех подразделениях компании-заказчика и окончательно отладить бизнес-процессы предприятия.
Внедрение происходило совместными усилиями заказчика и интегратора. От компании «АНД Проджект» в проекте участвовали менеджер проекта, консультанты по основным предметным областям, таким как планирование и управление производством, финансы, логистика. От ЗАО «Вагонмаш» команду возглавлял один из руководителей компании - заместитель генерального директора по развитию Святослав Афанасьев, выполнявший все функции по управлению проектом. Кроме того, на предприятии специально для реализации проекта и его дальнейшего развития был создан центр компетенции, в который вошли бизнес-аналитики по финансам, логистике и производству, а также аналитик по инженерной подготовке производства.
Как рассказали в «АНД Проджект», для ЗАО «Вагонмаш» проект внедрения включал не только внедрение ERP-системы, но и автоматизацию задач по инженерной подготовке производства. Проект внедрения РDM-системы «Лоцман» на предприятии «Вагонмаш» был завершен в марте 2007 года. Внедрение проводилось в конструкторских, технологических и других подразделениях, в ходе него удалось создать единую базу данных по составам изделий, технологическим маршрутам, техпроцессам и нормам. Для реализации этого проекта на предприятии была проведена актуализация конструкторско-технологической документации, обучение всего инженерного персонала, выпущены регламентирующие документы. Успешная реализация этой части проекта внедрения позволила предприятию более эффективно организовывать работу по КТД, усилить контроль качества продукции, подготовить нормативную базу для производственного и учетного контура ERP-системы.
В настоящее время полностью автоматизирован финансово-логистический контур системы управления заводом. Как пояснил Игорь Успенский, очередность внедрения определяется целым рядом факторов. С одной стороны, на это влияют наиболее приоритетные цели предприятия и проекта внедрения, с другой - готовность предприятия к автоматизации тех или иных участков. «Одной из самых трудоемких задач для возможности запуска производственного контура является подготовка нормативно-справочной информации (НСИ), она требует значительного времени. Исходя из этого, задачи финансов и логистики были решены в первую очередь, а очередь производственного контура наступила по мере подготовки НСИ», - отмечает Игорь Успенский.
Новая информационная система обеспечивает полноценное ведение управленческого, бухгалтерского и налогового учета предприятия. В число автоматизированных участков вошли: ведение расчетов с контрагентами и договорной учет, управление и учет запасов, учет денежных средств, интеграция с внешними системами, учет основных средств и нематериальных активов, учет ценных бумаг и финансовых вложений, налоговый учет, бюджетирование, финансово-управленческая отчетность.
Интеграция Microsoft Dynamics AX с PDM-системой «Лоцман» стала важным элементом созданного на предприятии «Вагонмаш» решения. В рамках первой очереди внедрения интеграция позволила сформировать единый номенклатурный справочник предприятия, а для дальнейшей автоматизации производственной деятельности обеспечила синхронизацию данных о конструкторской и технологической документации предприятия.
Сегодня решение запущено в промышленную эксплуатацию, и работа основных служб предприятия сегодня осуществляется в Microsoft Dynamics AX. Вместо имевшего место ранее функционального подхода подразделений к выполнению своих обязанностей предприятие постепенно переходит к процессному подходу, нацеленному на совместное достижение целей предприятия его подразделениями. Сегодня рабочие места ERP-системы установлены практически во всех подразделениях предприятия. Для построения всей информационной системы предприятие приобрело 50 конкурентных пользовательских лицензий системы, а рабочие места установлены на еще большем количестве рабочих мест. Конечными пользователями системы являются как менеджеры предприятия, так и непосредственные исполнители - сотрудники всех основных подразделений компании.
Кроме того, в настоящий момент на предприятии производится тестовая эксплуатация контура планирования и управления производством. В рамках этого этапа в полной мере уже используется функционал ведения производственного учета и часть функциональности планирования. В ближайшее время по мере корректировки НСИ и бизнес-процессов планирования и управления производством планируется завершение полнофункционального запуска производственного контура и передача его в промышленную эксплуатацию.
На этом сотрудничество «Вагонмаша» и «АНД Проджект» не заканчивается. «Любой проект внедрения такой комплексной системы, как ERP подразумевает, что проект - это только начало нового этапа в жизни предприятия и его системы управления. После внедрения любая система требует поддержки, что связано с возможными изменениями внутри предприятия, изменениями законодательства, а также с возможными задачами дальнейшего развития системы управления. Процесс технической поддержки не связан с такими масштабными инвестициями, которых требует внедрение, и этот процесс необходим для эффективного функционирования информационной системы предприятия. Поэтому после завершения основной фазы проекта внедрения, мы предполагаем дальнейшее продолжение нашего сотрудничества, во-первых, в виде оказания услуг по технической поддержке системы, во-вторых, для оказания помощи в дальнейшем ее развитии», - говорит Игорь Успенский.
На вопрос о том, в чем уникальность и сложность проекта в ЗАО «Вагонмаш», Игорь Успенский ответил: «Автоматизация не просто отдельного участка, а разработка комплексного решения для нашей компании сегодня является правилом, а не исключением. Это означает, что нам приходится решать целый комплекс задач, которые встречаются на большинстве предприятий и перечень которых достаточно похож для большинства их них. Вместе с тем, каждое предприятие по-своему расставляет приоритеты, что делает как процесс внедрения, так и конечный результат по-своему уникальными. Кроме этого, каждое из предприятий обладает рядом специфических особенностей. Например, особенностью «Вагонмаш» является наличие различных типов производств. На первых стадиях производственного процесса - это типичное универсальное производство, в рамках которого выполняются операции по металло- и деревообработке. На конечных стадиях производственного процесса производство концентрируется вокруг отдельно стоящих полуфабрикатов - кузовов будущих вагонов, что характерно для проектного типа производства (производства с фиксированным местоположением). Сложность проекта состояла в том, что затрагивание основы предприятия, а именно его системы управления, обязательно требует принятия целого комплекса стратегических решений. Любая ошибка может очень дорого стоить для предприятия в будущем. Решение большинства таких вопросов требует нахождения некоего компромисса между следствиями того или иного решения. Кроме того, также необходимо отметить и другой аспект, с которым связана сложность подобного рода проектов - реализацию в одном решении разноплановых задач финансового, логистического и производственного контуров предприятия».
«Успешная реализация первой очереди проекта привела к перестройке и оптимизации основных бизнес-процессов, к существенному повышению прозрачности деятельности подразделений, оперативности получения управленческих данных», - резюмирует заместитель генерального директора по развитию завода «Вагонмаш» Святослав Афанасьев.