Эволюция телефонного обмана: кибермошенники адаптируются к новым реалиям

По данным аналитиков, в марте-апреле 2022 года значительно сократилось количество мошеннических звонков и сообщений гражданам РФ, произведенных с целью хищения денежных средств. Однако уже к лету ситуация вновь стала тревожной: активность злоумышленников достигла прежнего уровня, а их арсенал пополнился новыми схемами обмана.

Согласно статистике Центробанка, только за 2021 год злоумышленники, применяя методы социальной инженерии, добились совершения более 1 млн несанкционированных переводов с банковских карт и счетов и таким образом похитили у банковских клиентов 13,5 млрд рублей. При этом финансовые организации совсем не торопятся возвращать клиентам украденные мошенниками средства, ссылаясь на то, что клиент сам сообщил третьим лицам конфиденциальную информацию: например, номер банковской карты, CVV-код или пароль, пришедший по SMS. В некоторых случаях, к сожалению, это утверждение справедливо.

Поимка и наказание инициаторов подобных колл-центров усложняются тем, что, по версии МВД, большинство из них располагается в странах ближнего зарубежья. Именно поэтому, вероятно, «глушилки» сигнала мобильной связи, установленные в российских тюрьмах, мало помогли решению проблемы.

Технологии и методы воздействия на жертву, используемые злоумышленниками, меняются и адаптируются к ситуации. Так, во времея пандемии обзвоны и рассылки сообщений часто были посвящены именно этой теме. В начале 2021 года участились случаи подмены номеров: преступники звонили якобы с телефонного номера, принадлежащего настоящим правоохранительным органам или службе безопасности банков. К концу года активизировались боты-обзвонщики, помогающие подпольным колл-центрам «очищать» трафик и повышать «конверсию» звонков.

В 2022 году февральские события так же повлияли на действия кибермошенников. По данным ЦБ, в целом количество инцидентов с дистанционным хищением средств у частных лиц во 2 квартале 2022 года снизилось на 10,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а размер ущерба сократился на 5,5%. Эксперты считают, что затишье на этом подпольном рынке было вызвано геополитическими событиями: киберпреступным группировкам пришлось перестраивать схемы взаимодействия в своей сложной структуре. Кроме того, после ухода из России платежных систем Visa и Mastercard стало сложнее вывести денежные средства из страны.

Однако положительная динамика длилась недолго. С мая 2022 года аналитики Центробанка снова фиксируют рост числа мошеннических звонков и рассылок.

«Злоумышленники постепенно адаптируются под новые реалии: создают новые организованные площадки для обмана граждан, переезжают в другие города, активно вербуют русскоязычных операторов в различных сетевых каналах», – подтвердил руководитель направления аналитики и спецпроектов ГК InfoWatch Андрей Арсентьев в комментарии журналистам.

Более того, мошенники начали прибегать к новым уловкам: например, отбирают у пользователей систем лояльности деньги под предлогом обналичивания накопленного кешбэка или получают доступ к банковским счетам жертв, взламывая личные кабинеты абонентов сотовых операторов.

Эксперты предупреждают о том, что любое взаимодействие с мошенниками, даже их троллинг, может грозить гражданину неприятными последствиями. Бдительность не стоит терять ни в коем случае, а соблюдение элементарных правил цифровой гигиены намного сократит риск потери средств.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Мобильная связь, Безопасность

Ключевые слова: информационная безопасность, мобильное мошенничество