Открыл сессию Сергей Либин, аналитик Райффайзенбанк по телекоммуникациям и медиа. По его мнению, развитие телекоммуникационной отрасли в России можно условно разделить на три этапа. Первый этап – с 2010 по 2013 гг., во время которого происходил рост проникновения услуг связи, и начало активного использования мобильного Интернета потребителями. С 2014 по 2016 г. произошло насыщение рынка, которое сопровождалось усилением конкуренции между основными игроками и ценовыми войнами. С начала 2017 г. участники рынка осознали нецелесообразность экстенсивного развития, игроки сосредоточились на улучшении рентабельности и оказании дополнительных услуг. Этот период можно охарактеризовать как период оздоровления рынка, конкуренция между игроками снизилась. Сергей Либин подробно остановился на факторах инвестиционной привлекательности российских телекоммуникационных компаний. А привлекательность, если сравнивать с экономиками других развивающихся стран, остается достаточно низкой. Долгосрочные инвесторы ожидают регулярных выплат дивидендов, и увеличения размера дивидендов от года к году. А похвастаться здесь российским компаниям особо нечем.
Сергей Либин, аналитик по телекоммуникациям и медиа, Райффайзенбанк
Перспективы на 2018 и 2019 года также не особо радужные. Факторы риска для телеком-рынка – это «закон Яровой» и развитие технологического стандарта 5G.
Напомним, что первый этап (с 1 июля 2018 г.) упомянутого закона подразумевает хранение информации о содержании разговоров и переписки пользователей, включая фото, видео и звуковые файлы, срок хранения 6 месяцев. Второй этап (с 1 октября 2018 г.) потребует хранения интернет-трафика за последние 30 суток, сроком на 6 месяцев.
Оценки необходимых капитальных затрат на «пакет Яровой» разнятся. «МегаФон» называет сумму в 35-40 млрд руб. за 5 лет, «ВымпелКом» — 45 млрд руб. за 5 лет, МТС «десятки миллиардов рублей». Регулятор оценивает суммарные затраты операторов в 120-130 млрд рублей.
Этот закон уже оказывает негативное влияние на инвестиционную привлекательность российских операторов связи, снижение рентабельности свободных денежных потоков составит на 2-3 п.п., доходность СДП снизится на 1.5-4 п.п. Аналитик также отмечает, что негативный эффект от «закона Яровой» будет сильнее выражен для операторов фиксированной связи. Возможно появление новой волны консолидации отрасли среди игроков широкополосного доступа и платного ТВ.
Развитие коммуникаций в стандарте 5G также потребует массивных затрат. Оценка затрат на покупку лицензий и строительство сетей 5G потенциально превышают сумму в 1 трлн рублей, а принесет ли новая технология дополнительную прибыть операторам остается открытым. Среди возможных сценариев – совместное строительство сетей операторами, шеринг (совместное использование) мощностей, а также объединение.
Среди возможных вариантов повышения инвестиционной привлекательности Сергей Либин предлагает также обратить внимание на дифференциацию бизнеса. «ВымпелКом»/VEON развивает глобальную коммуникационную платформу VEON (2.7 млн пользователей ежемесячно, монетизация находится на начальном этапе). «Ростелеком» предоставляет дополнительные услуги на базе своей сети фиксированной связи, и является опорным оператором программы «Цифровая экономика». МТС диверсифицирует бизнес за счет создания и развития собственных приложений, а также партнёрств и сделок M&A. «МегаФон» пытается найти синергию между телекоммуникационным и интернет-бизнесом в альянсе с холдингом Mail.ru Group.
В качестве примера, ориентира из зарубежной телеком-отрасли, аналитик привет так называемых «дивидендных аристократов» – компании, которых регулярно, год за годом выплачивают дивиденды, и увеличивают размер дивидендов с каждым годом. Например, компания AT&T непрерывно наращивала выплаты дивидендов, начиная с 1985 года и заканчивая 2017 годом.
Но что делать, когда ресурс для роста в традиционных для компании рыночных сегментах исчерпан? Михаил Кузьменко, руководитель направления бюджетирования и краткосрочного планирования оператора Tele2, рассказал как компания решает этот вопрос. Среди новых направлений для бизнеса Tele2 выделяет MVNO проекты, финансовые сервисы и мобильную коммерцию. В 2017 году Tele2 анонсировала создание «конвейера MVNO», технологического процесса, позволяющего запускать другим компания свои MVNO проекты на базе сети Tele2.
Михаил Кузьменко, руководитель направления бюджетирования и краткосрочного планирования Tele2
В настоящее время на базе сети Tele2 работают MVNO операторы Ростелеком, «Поговорим» от Сбербанка, «Тинькофф Мобайл», MCN Telecom, «ТТК Мобайл» и ряд других. В условиях высокого насыщения российского рынка мобильной связи такой подход позволяет наращивать рыночную за счет увеличения абонентской базы. Наибольшую заинтересованность в таких проектах проявляют банки и крупные розничные компании.
Развитие финансовых сервисов у Tele2 находится на начальном этапе, на данный момент выпускаются кобрендинговые банковские карты совместно с банками Тинькофф, Touch, Home Credit. Обладатели этих карт, помимо традиционных преимуществ банковских карт с бонусной программой (кэшбек), получают скидку до 10% на оплату счетов у Tele2.
Об особенностях запуска MVNO-проекта виртуального мобильного оператора рассказал генеральный директор MCN Telecom Александр Мельников.
Вопрос, который волнует многих игроков на рынке – можно ли заработать на таком бизнесе? MCN Telecom выбрал для себя ту рыночную нишу, с которой он хорошо знаком – корпоративные клиенты (подробнее об этом – см. интервью с Александром Мельниковым на ICT-Online.ru «Нишевые игроки – самое перспективное на сегодня направление MVNO»). Компания не работает с частными лицами, во всяком случае на данный момент. MCN Telecom оказывает услуги связи свыше 5000 корпоративных клиентов на протяжении уже 18 лет. Номерной пул оператора составляет 250 000 номеров, представленных в крупнейших городах России.
Александр Мельников, генеральный директор MCN Telecom
Александр Мельников ответил на очень интересный вопрос — сколько стоит запустить MVNO оператора в России, и в мире. Запуск в России обойдется в 2 млн рублей (инсталляционный платеж), в США - $100,000, во Франции - 25000 евро. В России сейчас более 20 MVNO операторов, но это достаточно скромная цифра — в США их число составляет 113, и американские MVNO операторы обслуживают суммарно 67 млн абонентов.
Абонентская база MVNO операторов в России активно растет, по состоянию на конец 2017 года она составила 6.8 млн абонентов. Крупнейшими игроками являются Yota (Скартел), Ростелеком, МГТС (данные ТМТ Консалтинг).
В качестве дифференциатора на высококонкурентном рынке MCN Telecom выбрала для себя предоставление такой услуги, как «городской номер на мобильном». Компания подключает к SIM-карте мобильные и городские номера, номера 800-й серии (toll-free), и абонентские номера виртуальной АТС MCN Telecom. Комбинация виртуальной АТС и мобильной связи позволяет создать эффективный мобильный офис.
Кроме того, виртуальная АТС позволяет управлять маршрутизацией мобильной связи по географии и цене, оптимизируя издержки.
Помимо таких высоких технологий, как виртуализация сервисов и балансировка нагрузки между ЦОДами, операторам приходится решать и куда более прозаичные вопросы. Товмас Папоян, руководитель программы повышения эффективности компании «МегаФон», акцентировал внимание аудитории на том, что необходимо разделять экономию затрат и инициативы по повышению операционной эффективности. Переезд в более дешевый офис на окраину города – это пример экономии (тут можно вспомнить переезд «Ростелекома» в Москве из центра в ComCity на крайней станции метро).
Однако компания может добиться операционной эффективности и другим способом – например, устранив перегородки в офисе с целью рассадки большего количества сотрудников на той же площади или их перевод в удаленный режим (тут можно вспомнить проект «ВымпелКома» BeeFree). Отказ от поездок в командировки может быть заменен на опцию заселения в более дешевые гостиницы, удовлетворяющие по качеству. Товмас отметил, что «экономия имеет разовый характер и влияет на качество сервиса, а операционная эффективность носит долгосрочный характер при неизменном уровне сервиса».