Федеральная служба безопасности разработала правила, которым российским компаниям необходимо следовать при работе с персональными данными в цифровом виде. Финальный проект приказа опубликован на сайте regulation.gov.ru.
Использование средств шифрования зависит от уровня угрозы безопасности данных, прописанных в законе №152-ФЗ «О персональных данных»: этот уровень каждая организация, которая работает с персональными данными, оценивает для себя сама. Если компания все-таки захочет использовать средства шифрования, ей, согласно проекту приказа ФСБ, придется использовать только сертифицированные этой службой средства криптографии. Сертификат получают только те технические средства, которые реализуют отечественные криптоалгоритмы, — их не поддерживают ни Android, ни iOS (операционная система от Apple). К тому же эти средства криптографии платные — например, «КриптоПРо CSP» стоит около 1,8 тыс руб. за один компьютер. Приказ также прописывает требования к защите от вторжений в помещения, в которых находится сервер криптозащиты: придется «оборудовать окна и двери... металлическими решетками, охранной сигнализацией или другими средствами, препятствующими неконтролируемому проникновению посторонних лиц в помещения».
Специалисты по инфобезопасности считают, что новые правила почти невыполнимы. По словам эксперта по безопасности крупной международной корпорации Алексея Лукацкого, не существует сертифицированных ФСБ средств криптографии для интернет-магазинов и систем кабельного телевидения. Для большинства операторов персональных данных таких средств действительно нет, соглашается ведущий эксперт по инфобезопасности компании Infowatch Андрей Прозоров.
Сама процедура сертификации ФСБ так устроена, что сертификат получают конкретные версии систем шифрования, а потому их пользователи «почти никогда не получают адекватных и быстрых обновлений», сетует директор по маркетингу компании по инфобезопасности Zecurion Александр Ковалев. Лукацкий говорит, что в результате крупные госпроекты уже сейчас приуменьшают уровень угроз и просто предупреждают пользователей о пересылке данных в незашифрованном виде, чтобы не было необходимости использовать сертифицированные ФСБ средства шифрования. Именно так сейчас работает сайт Gosuslugi.ru и сервис продажи билетов на поезд на сайте РЖД, заявил Лукацкий.
Проект приказа ФСБ предписывает, что съемный носитель с персональными данными пользователей нужно хранить в нерабочее время в специальном сейфе, но только если эти данные незашифрованы.
Если же их шифруют, то сервер с системой криптографии должен работать в здании, защищенном от вторжения — с решетками, ставнями или системами сигнализации на окнах верхних и нижних этажей, а также на пожарных лестницах. Лукацкий говорит, что для интернет-магазинов это просто неосуществимо — они работают круглосуточно. «Никто в здравом уме, если это не какая-то реальная гостайна, не будет доставать из компьютера жесткий диск и класть его в сейф», — уверен Ковалев.
Эксперты считают, что проблема в самом подходе ФСБ к проблеме инфобезопасности. «Дело в подходе запрета — в той же банковской сфере не запрещают 99% активности банков, а дают относительную свободу, но потом спрашивают по полной», — говорит Ковалев. Лукацкий ожидает, что организации попробуют работать, как раньше, после того, как приказ ФСБ вступит в силу.
Приказ ФСБ дополняет федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных» в соответствии с поправками, принятыми в 2011 году. В этом законе в ст. 19 «Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке» разработку требовании к криптозащите поручили ФСБ, и приказ должен их утвердить. После прохождения независимой антикоррупционной экспертизы, которая закончится 5 июня, приказ должен подписать директор ФСБ Александр Бортников — а потом он вступит в силу через пару месяцев после того, как его утвердит Минюст.
Роман Дорохов