За время, прошедшее от законодательной инициативы до принятия Государственной Думой, ФЗ-139 («О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») оброс многочисленными трактовками и соответствующими названиями: «закон о черных списках», «закон о цензуре в Интернете», «закон о защите детей». Сами же разработчики настаивают на формулировке «закон о безопасном Интернете».
За круглым столом на RIW−2012 собрались представители заинтересованных сторон: органов власти, интернет-площадок, провайдеры интернет-контента, операторы связи, контролирующие органы, общественные организации, интернет-пользователи.
В числе спикеров были:
− Денис Давыдов — исполнительный директор НП «Лига безопасного Интернета»;
− Сергей Копылов — юрист технического центра Интернет, организации, занимающейся обслуживанием главного реестра доменных имен в Российской Федерации;
− Матвей Алексеев — исполнительный директор Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета;
− Екатерина Ларина — директор Департамента государственной политики в области СМИ;
− Илья Переседов — исполнительный директор фонда «Разумный Интернет»;
− Валентина Логаева — заместитель директора Департамента по правовому обеспечению компании «Ростелеком».
Основными для обсуждения темами стали риски и сомнения, связанные с реализацией закона, самоорганизация пользователей в борьбе за безопасный Интернет, действенные способы защиты детей от нежелательного интернет-контента, необходимость профильного детского контента, моральная и техническая готовность общества к вступлению закона в силу.
О саморегулировании как ключевом понятии нового закона говорил Денис Давыдов: «Не нужно ждать карающего меча сверху — сетевые завсегдатаи способны самостоятельно решать многие проблемы. Речь об отслеживании нежелательных сообщений, которые размещаются на тех ресурсах, которые мы с вами посещаем изо дня в день. Это можно и нужно делать, не дожидаясь, пока включится маховик государственной машины».
Представитель органов власти на круглом столе — Екатерина Ларина — говорила о технических нюансах процесса очистки Интернета. Причем она также акцентировала внимание на том, что основную и решающую роль в этом процессе должны сыграть сами интернет-пользователи. Под действие же закона попадают сайты:
− распространяющие детскую порнографию;
− содержащие информацию о способах разработки, изготовления и использования наркотиков;
− содержащие информацию о способах совершения самоубийства и призывы к суициду.
И кому, как не интернет-серферам, первыми выявлять нежелательный контент и по возможности влиять на его нераспространение.
Сергей Копылов отметил, что закон и сама его идея очень хороши. Тем более что был учтен и международный опыт. Закон компенсирует быстроту распространения нелегального, противозаконного контента быстротой его закрытия.
Илья Переседов в очередной раз говорил о том, что детям нужен свой Интернет.
Все мировое сообщество сейчас озабочено защитой детей в Интернете, это мировой тренд и объективный запрос пользователей, подтвержденный многочисленными исследованиями.
Денис Давыдов отдельно заметил, что с введением закона о маркировке стало понятно, что детского контента на телевидении почти нет. И создание позитивного детского контента — следующий большой шаг.
Отвечая на вопрос, вынесенный в заглавие дискуссии: «Готово ли общество и эксперты к новому закону?», эксперты дали положительный ответ. Обществу закон нужен, и бóльшая часть населения поддерживает вступление закона в силу. По мнению Давыдова, уже через полгода станет понятно, что все привычные сайты на месте, а весь неправомерный контент исчез. «И это совсем не цензура, а попытка очистить российское информационное пространство от негативной информации»,— сказал Давыдов.