Третий день форума был посвящен креативным решениям в бизнесе: каким образом повысить доходность объектов недвижимости, как построить и сдать креативный бизнес-центр, как управлять общественным мнением при реализации девелоперских проектов.
В рамках форума прошла дискуссия «Креативный бизнес-центр: как построить и сдать?», где Питер Коучмэн высказал мнение, что в нынешних российских условиях креативом является создание бизнес-центра, удовлетворяющего нескольким базовым требованиям – один собственник, целевая аудитория (для кого строим) и объем поглощения, чистая история земельного участка, своевременный ввод в эксплуатацию, сдача до 85-90 % площади в течение первого года работы, долгосрочные договоры аренды, надежная эксплуатационная компания и однородный пул арендаторов. Перечисленные критерии являются для любого проекта финской группы компаний «Технополис» основой и даже не обсуждаются. Однако опрос председателя совета директоров «Корин Холдинг» Андрея Бриля, мнение которого совпадало с позицией Питера Коучмэна, на тему «Отвечает и Ваш бизнес-центр хотя бы 70 % этих требований?» показал, что российский рынок далеко отстоит от европейской практики.
Общий вывод, который сделали участники дискуссии, следующий: креативность, конечно, нужна, но сегодня задача участников рынка коммерческой недвижимости – создать качественный, надежный бизнес-центр: с бесперебойными источниками энергии, качественной связью, вкусной едой, безопасной парковкой и многим другим, что позволит впоследствии арендаторам всячески «креативить» в их собственном бизнесе, не отвлекаясь на неработающие лампочки в коридоре.