Несоблюдение закона обернется для ИТ-гигантов штрафами в размере до $12 млн, а в случае их неуплаты власти намерены получать деньги от рекламных партнеров нарушителя. Подобные меры могут быть отчасти реализованы и в России уже этой осенью.
Австрийское правительство намерено обязать крупные интернет-платформы, такие как Facebook и Google, оперативно удалять неправомерный контент и накладывать штрафы до 10 млн евро ($12 млн) за неисполнение этих обязательств. Законопроект будет распространяться на ИТ-гигантов, имеющих свыше 100 тысяч пользователей и годовой доход более 500 000 евро. Это позволит защитить жертв ненавистнического контента в Сети, отметила министр юстиции страны Альма Цадич.
«Интернет – это не беззаконное пространство. Наше главенство закона распространяется и на Сеть», — подчеркнула глава ведомства, которую цитирует Reuters. Интернет-платформы, согласно законопроекту, должны будут удалять очевидно криминальный контент в течение 24 часов с момента получения жалобы, а прочие противоправные записи — не позже, чем за неделю. Facebook отказался прокомментировать эту законодательную инициативу.
Австрийская Ассоциация поставщиков цифровых услуг (ISPA), представляющая интересы более чем 200 компаний, в том числе Google Austria GmbH и Facebook Germany GmbH, приветствовала появление законопроекта против распространения ненавистнического контента, однако призвала Евросоюз объединить усилия в борьбе с этой проблемой.
«Только унифицированное общеевропейское регулирование может стать успешным примером для распространения подобной практики по всему миру. Разрозненные попытки решить проблему не позволят нам двигаться дальше», — говорится в заявлении ассоциации.
Член ОП РФ, исполнительный директор Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям Екатерина Мизулина отмечает, что Австрия не стала дожидаться некоего документа Еврокомиссии, посвященного этой проблеме, который, вероятно, появится осенью этого года.
«Государство пошло по немецкому варианту – они собираются принять закон, очень похожий на тот, который действует в Германии с 2018 года. Это очень эффективный вариант, механизм, который уже показал себя на практике. Хотя Германия уже начала говорить о том, что они хотят еще больше усилить ответственность в этой сфере, поэтому они настаивают на некоем едином документе Евросоюза, посвященном этой проблеме», — говорит эксперт.
Мизулина подчеркнула, что распространение в Сети противоправного контента — это проблема не одного государства, ее обсуждает целый ряд стран: это и Франция, и Великобритания, и США, Дания, Австралия, в Турции с 1 октября вступает в силу новый закон на эту тематику.
«Эта проблема становится глобальной, и все пытаются по-своему ее решить, но, безусловно, без каких-то единых международных алгоритмов действий сделать это будет сложно. Если такие законы появятся в каждой отдельной стране, то в каждом случае будут действовать свои меры ответственности и механизмы наложения штрафов, поэтому компании будут пытаться на этом спекулировать», — считает член ОП РФ.
Член ОП РФ полагает, что Россия тоже не должна отставать от этого процесса, так как в стране давно назрела необходимость закона в области регулирования контента в интернете.
«Еще в 2018 году мой руководитель Елена Мильская, глава Национального центра пропавшим и пострадавшим детям, направила обращение председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко. В первую очередь это было связано с тем, что в России участились случаи скулшутинга (нападений учащихся на школы – прим.ред.). У нас появилась достаточно серьезная аналитика по тем процессам, которые происходят в детской среде в социальных сетях. После этого обращения в верхней палате парламента была создана рабочая группа, и началась работа над соответствующим законопроектом. Я надеюсь, что уже осенью эта работа будет доведена до результата», — отметила Екатерина Мизулина.
Председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики МО АЮР Александр Журавлев считает, что предложения, содержащиеся в австрийском законопроекте, могут быть эффективным методом для борьбы с противоправным контентом. По его словам, сейчас существует две распространенные позиции: согласно первой за все отвечают пользователи, а не платформы, а вторая предполагает как раз ответственность платформ с учетом их технических возможностей и наличия штата модераторов.
«Австрийцы, также как и многие другие европейские страны, предлагают пойти вторым путем. На мой взгляд, это правильно, так как у платформ есть все необходимые возможности, чтобы осуществлять подобную модерацию контента. Например, новые виды противоправного контента (в России еще не урегулированы) – deepfake, и пр.. С этой точки зрения технологическое преимущество ИТ-платформ в возможности быстрого реагирования на подобные угрозы бесспорно. Соответственно, я полагаю, что реформа обоснована и необходима», — говорит эксперт.
Александр Журавлев, как и Екатерина Мизулина, уверен, что аналогичные меры назрели и в России. Как отметил эксперт, возглавляемая им комиссия предложила путь, связанный с саморегулированием платформ, плюс более жесткую реформу выдвинула Лига безопасного интернета.
«Я надеюсь, что наши законодатели пойдут в ногу с мировыми тенденциями и в ближайшее время примут соответствующий законопроект, который мог бы обезопасить пользователей от возможного противоправного контента в интернете и сделать более прозрачной взаимодействие платформ с пользователями», — поделился ожиданиями Журавлев.
По его словам, при разработке комиссией законодательных предложений в России учитывался иностранный опыт — как на уровне общих директив Евросоюза, так и Германии, и других европейских государств, а также позиции ОЭСР. Принципы схожи с теми, которые предложены в Австрии: платформы должны осуществлять функцию, необходимую для удаления или непропуска противоправного контента, либо отсутствия ссылок на подобный контент в поисковой выдаче.
«Я думаю, что общеевропейские правила в этой сфере будут приняты, но это вопрос времени. Каждая европейская страна имеет и собственное национальное законодательство, соответственно, каждое государство должно будет внести некие корректировки в общий документ, чтобы он совпадал с ее позицией, и проголосовать за соответствующий законопроект. На мой взгляд, работа в международном поле, в том числе со стороны России, является необходимостью», — говорит Александр Журавлев.
В частности, по своей природе штрафы, которые налагаются за подобные правонарушения на ИТ-компании на территории ЕС или России, имеют публичный характер, то есть это административные дела, поясняет эксперт. У России, к сожалею, не так много соглашений о взаимном признании исполнения актов по административным делам — соответственно, чем больше подобных соглашений будет заключено между странами, тем эффективнее будет борьба с ИТ-гигантами. Это позволит, в том числе, исполнять на территории других стран акты государственных органов, которые могут игнорироваться из-за того, что ИТ-компания или соцсеть юридически не представлена на рынке, заключил Журавлев.
Антон Тимофеев