С одной стороны, разрабатывать очередной социальный сервис или фоторедактор проще, чем тратить гораздо большие ресурсы на сложную платформу для виртуализации или электронной коммерции. Однако большинство ниш на потребительском (b2c) рынке уже оккупированы крупными игроками — Google, Facebook, Instagram, Twitter и т.д.
По данным инвесткомпании Rye, Man & Gor Securities, хотя доля венчурных инвестиций в российские софтверные и интернет-стартапы для конечных потребителей по итогам 2013 года осталась крупнейшей (61 процент), она снизилась относительно 66,3 процента в 2012 году.
В то же время, интерес инвесторов к бизнес-проектам (b2b) в той же сфере вырос – их доля в венчурных инвестициях увеличилась с 6,6 процентов до 17,5 процентов.
Поэтому российские IT-предприниматели, которые смогли закрепиться в США и Европе, советуют своим начинающим коллегам обратить внимание на сегмент корпоративных решений.
Корпоративные выгоды
«Работать на b2b-рынке — всегда более надежная стратегия, потому что за решение многих задач для него люди готовы платить много денег», — считает Антон Антич, вице-президент компании Veeam Software.
Компания с российскими корнями, Veeam Software сейчас базируется в Швейцарии. Она разрабатывает решения для виртуализации данных и резервного копирования виртуальной инфраструктуры. Основанная в 2006 году предпринимателями Ратмиром Тимашевым и Андреем Бароновым, уже в 2009 году Veeam вышла на прибыльный уровень, а в течение пяти лет компания планирует добиться годового оборота в один миллиард долларов.
«Большинство стартапов, особенно в Кремниевой долине, рассчитаны на потребительский рынок — как Instagram или Facebook, — и все хотят найти «горшочек c золотом на том конце радуги». Однако с точки зрения бизнеса, это очень сложная стратегия. Пользователи не любят платить, они требуют к себе много внимания, и на этом рынке уже очень высокая конкуренция», — говорит Антич.
Кроме того, отмечает директор по инвестициям ABRT Venture Fund Николай Митюшин, в последние месяцы крупные международные фонды стали осторожнее относиться к сделкам с российскими стартапами из-за потенциальных проблем с ликвидностью (потенциалом для продажи) и ограниченных возможностей для выхода из этих проектов с прибылью.
«Все российские стартапы можно разбить на две основные категории — ориентированные на внутренний и внешний рынок. В первом случае берутся модели иностранных севисов вроде Gilt или Booking и делаются российские KupiVIP и «Островок». Таких стартапов среди российских компаний чуть больше половины, и у них действительно могут возникать проблемы с ликвидностью», — пояснил Митюшин «Ленте.ру».
Однако, по мнению Митюшина, компании с хорошей базой исследований и разработок (R&D), имеющие корпоративных клиентов, будут все равно привлекательны и ликвидны. По его мнению, именно благодаря такой стратегии состоялись на международном рынке российские компании Acronis, Parallels, «Лаборатория Касперского» и та же Veeam Software.
Новые тренды
Среди потенциально прибыльных секторов IT-рынка, на которые стоит обратить внимание нынешним стартапам, Антич называет технологии обработки больших объемов данных (big data). «Решения на этом рынке есть, но они очень сложные и дорогие. Все, что связано с эффективными способами управления данными, будет иметь ценность», — говорит представитель Veeam.
В свою очередь, руководитель глобальной программы по работе со стартапами в Microsoft Влад Пигин рекомендует начинающим IT-бизнесменам смотреть на перспективы разработок шире. «Среди горячих трендов рынка сейчас — технологии для "умных" городов, так называемая urban informatics», — сказал Пигин.
Примером таких решений являются мультифункциональные уличные знаки, меняющие отображенную на них информацию в зависимости от дорожной обстановки, или маячки (beacon), сигнализирующие на мобильное устройство при приближении к объекту, где они установлены.
К перспективным технологическим трендам, по мнению Пигина, относятся также технологии виртуальной реальности и защиты анонимности пользовательских данных. Наконец, присмотреться стоит к сегментам носимых устройств и автомобильной электроники, хотя работа в них, скорее всего, потребуют сотрудничества с крупными корпорациями.
Игрушечные перспективы
Однако перспективы у российских разработчиков, предпочитающих потребительские технологии, все же есть.
По словам Джулиена Кодорнью, руководителя Facebook по работе с партнерами и платформой соцсети в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), приложения сегмента b2c продолжают активно развиваться.
«Российские разработчики создают одни из самых успешных онлайн-игр в мире. Мы видим, что такие компании, как Game Insight, Social Quantum, Nexters, Webgames, использовали платформу Facebook, чтобы добавить социальные механизмы к игровым приложениям, а также чтобы продвигать их на международном рынке», — отметил Кодорнью.
Ранее представитель Facebook отмечал, что соцсеть сотрудничает примерно с 70-80 российскими разработчиками.
В конечном итоге выбор остается за самим стартапом.
«Никто не может диктовать основателям проектов, как вести бизнес», — говорит Пигин. Однако способность вовремя заметить выгодный тренд и создать продукт с заделом на будущее может сэкономить создателям стартапа массу времени и ресурсов, а также сделать проект более привлекательным для инвесторов, уверен он.
Алина Гайнуллина