Госдума в первом чтении приняла законопроект об отмене роуминга внутри России, говорится в сообщении на сайте нижней палаты парламента. В Думе эта инициатива зарегистрирована более года назад — 28 июня 2017 года, ее авторами являются депутаты от «Справедливой России» во главе с лидером думской фракции Сергеем Мироновым.
Депутаты предложили внести изменения в ст. 54 федерального закона «О связи» («Оплата услуг связи») с тем, чтобы «оплата телефонных соединений между абонентами в пределах России осуществлялась по единому тарифу услуг соответствующего оператора независимо от места нахождения как вызывающего, так и принимающего абонента». При этом порядок и форма оплаты услуг связи, по инициативе депутатов, должны определяться договором об оказании услуг связи. «В случае, если тарифы на услуги данного оператора связи подлежат государственному регулированию, по требованию абонента-гражданина оператор связи обязан предоставить ему возможность оплаты предоставления доступа к сети связи с рассрочкой платежа не менее чем на шесть месяцев с первоначальным взносом не более чем 30% от установленной платы», говорится в документе.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что предложения «направлены на отмену национального роуминга, то есть применения дифференцированных тарифов по оплате услуг связи в зависимости от нахождения абонентов в том или ином субъекте». На самом же деле национальный роуминг позволяет абонентам получать услуги в тех регионах, где нет сети оператора, с которым у него заключен договор (например, в национальном роуминге оказываются абоненты, приезжающие в Крым, где работают собственные сотовые операторы). То есть речь, скорее всего, идет о внутрисетевом роуминге, который позволяет абонентам оставаться на связи в регионе, отличном от того, где была куплена сим-карта оператора. Как правило, операторы устанавливают на такие услуги наценку.
При этом роуминг внутри страны в пояснительной записке назван «архаизмом, препятствующим развитию доступности услуг связи на территории Российской Федерации». Эта норма, как считают парламентарии, является «лишь дополнительным источником доходов соответствующих операторов связи».
По словам источника РБК, близкого к одному из крупных сотовых операторов, используемая в законопроекте формулировка о «едином тарифе услуг» может быть интерпретирована как желание выравнять тарифы не только в разных регионах, но и между операторами сотовой и фиксированной связи. Официально комментировать инициативу депутатов представители МТС, «МегаФона», «ВымпелКома» (бренд «Билайн») и «Т2 РТК Холдинга» (бренд Tele2) отказались. В 2017 году, когда законопроект только был внесен в Госдуму, представитель «МегаФона» говорил, что введение единой стоимости «неизбежно приведет к выравниванию тарифов не по самому низкому уровню», а в проигрыше могут оказаться абоненты, которые не путешествуют по стране.
Как сообщил РБК замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин, сейчас текст законопроекта и пояснительной записки действительно имеют разночтения. «Правительство написало официальный отзыв на законопроект, в котором говорится, что его готовы поддержать, но только если ко второму чтению в документ будут внесены изменения. Более того, таблица поправок уже готова и оборот про «единый тариф» исчезнет из документа», — рассказал Голомолзин. По его словам, после доработки законопроекта речь в нем будет идти о том, что тарифы в домашнем регионе не должны существенным образом отличаться от тарифов в регионах России, куда приезжает абонент.
«Это та задача, которую мы решаем в рамках рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и которая закреплена указом президента об основных направлениях конкурентной политики и национальном плане развития конкуренции. Законопроект будет доработан, и в нем будет законодательно урегулирован вопрос национального и внутрисетевого роуминга», — сказал замруководителя ФАС.
Изменится и статья, в которую будут внесены поправки. Согласно отзыву правительства, опубликованному 6 июня, представители правительства предложили парламентариям внести изменения не в ст. 54 закона «О связи», а в ст. 46 («Обязанности операторов связи»), обязав операторов «устанавливать одинаковые условия оказания услуг связи абоненту, когда он находится на территории России». Таким образом, будет обеспечена ликвидация как внутрисетевого роуминга, так и национального роуминга, поскольку абонент, уехав в другой регион, будет получать услуги связи на тех же условиях, что и на территории региона, в котором он купил сим-карту.
ФАС еще в июле 2017 года предписала «большой четверке» операторов (МТС, «МегаФону», «ВымпелКому» и «Т2 РТК Холдингу») изменить необоснованно высокие тарифы при поездках по России, посчитав, что тарифная политика операторов нарушает закон «О защите конкуренции». Антимонопольное законодательство запрещает компаниям, занимающим доминирующее положение на рынке, ограничивать конкуренцию, устанавливая различные цены на один и тот же товар без обоснования. Служба предписала устранить разницу в тарифах до 15 декабря 2017 года. Однако профильные ведомства совместно с операторами связи пришли к выводу, что это невозможно сделать в 2017 году, и операторы получили отсрочку. Для МТС, «МегаФона» и «ВымпелКома» дедлайн был продлен до 31 января 2018 года, для «Т2 РТК Холдинга» — до мая 2018 года (позднее продлен до 31 августа). МТС, «МегаФон» и «ВымпелКом» изменили свои тарифы во внутрисетевом роуминге, однако ФАС не устроили новые цены. В начале марта этого года ведомство возбудило антимонопольное дело против МТС и «МегаФона», в середине марта — против «ВымпелКома».
Кроме того, представители ФАС заявляли, что считают необоснованно высокими тарифы на услуги операторов в роуминге в Крыму. В феврале регулятор сообщил, что МТС и «ВымпелКом» добровольно устранили нарушения, в марте то же самое сделал «МегаФон».
Александра Посыпкина, Евгения Маляренко, Анна Балашова, Филипп Алексенко