Еще в июле 2016 года Игорь Шувалов, занимавший тогда должность первого вице-премьера, подписал директиву, согласно которой госкомпании при закупках должны были отдавать приоритет российскому программному обеспечению (ПО).
В конце прошлого года процесс перехода госкомпаний на отечественное ПО получил новый импульс. В декабре прошлого года министр финансов РФ Антон Силуанов подписал директиву, согласно которой госкомпании должны перейти на отечественное ПО до 2021 года. В документе отмечалось, что госкомпании должны будут созвать совет директоров после получения документа, и в течение двух месяцев подготовить и утвердить план перехода до 2021 года на российское ПО.
Планировалось, что переход на отечественное ПО затронет только компании, в которых государство является основным акционером и имеет большинство голосов в совете директоров.
Директива Силуанова предписывала не только обсудить план перехода до 2021 г. на преимущественное использование российского софта, но также предусматривала выработку перечня конкретных действий и сроков поэтапного импортозамещения, проработку бюджетов, KPI, назначение ответственных за переход. Подготовленный план необходимо было согласовывать с Центром компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ. Компаниям предлагалось поделить применяемой софт на классы и в каждом из них обеспечить долю российского софта выше 50 %.
После обсуждения директивы Силуанова ИТ-директора госкомпаний увидели финансовые риски, как недавно сообщили ряд СМИ. Менеджеры оценили затраты компаний и обнаружили, что замена работающего иностранного софта на российский раньше окончания срока его полезного использования чревата двойным расходованием средств.
В частности, как отметили эксперты, эффективность расходов госкомпаний проверяет Счетная палата, и, если госкомпания неэффективно израсходовала средства госбюджета, то дальше к ней могут быть применены штрафные санкции. Меры может принять Прокуратура или Следственный комитет, если речь идет о неэффективном расходовании госсредств на различные виды производственной деятельности. Если же речь идет о неэффективном расходовании коммерческого заработка, то меры принимает представитель государства в собственниках госкомпании.
Представили власти в ответ на это отметили, что, если собственник в лице государства ставит перед компанией задачу по переходу с импортного на российское ПО, а компания корректно выполняет эту задачу, то претензий по нецелевому или двойному расходованию средств к ней быть не может, как не может быть никакой дополнительной трактовки самой задачи.
В то же время представители госкомпаний заявили, что у них уже разработаны свои предложения, как усовершенствовать модель импортозамещения. Обсуждение этих предложений планировалось провести 22 апреля на заседании комитета РСПП по цифровой экономике.
Обсуждение инициативы Правительства РФ по импортозамещению ПО и ее влияния на российский бизнес состоялось 22 апреля 2019 года на заседании Комитета по цифровой экономике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). В заседании приняли участие, помимо руководителей РСПП, представители Минкомсвязи РФ, Минпромторга РФ, ФАС, Комитета Госдумы РФ по энергетике, других заинтересованных ведомств, крупных компаний и производителей ПО.
22 апреля 2019 года на очередном заседании Комитета РСПП по цифровой экономике рассмотрели действия Правительства РФ по импортозамещению ПО и их влияние на бизнес. Источник: Пресс-служба РСПП
Как приводится в официальном сообщении РССП, председатель его комитета РСПП по цифровой экономике президент «Ростелекома» Михаил Осеевский следующим образом охарактеризовал сложившуюся ситуацию по переходу госкомпаний на преимущественное использование отечественного ПО: «Мы понимаем важность этой задачи, но существуют серьезные вызовы на пути выполнения планов по импортозамещению ПО в госкомпаниях. Например, с финансовой точки зрения это вопрос двойных расходов, когда придется списывать ранее внедренное ПО и финансировать новое. Кроме того, далеко не по всем типам программного обеспечения есть надежные и конкурентоспособные отечественные решения, особенно что касается «тяжелого» софта. Нужна более четкая нормативная регламентация закупок, преференций для отечественного ПО, поскольку законодательно мы не можем ограничить участие зарубежных производителей в тендерах. Мы собрали предложения бизнеса из разных отраслей и будем предлагать консолидированные меры мягкой корректировки реализуемой Правительством РФ политики по импортозамещению ПО».
Участники заседания пришли к общему мнению, что госкомпаниям необходимо консолидировать свои усилия по импортозамещению ПО, организовать обмен информацией и лучшими практиками. Этот подход поддержали представители, например, госкомпаний «Газпром нефть», «Роснано», «Роскосмос», «Ростех», «Росатом», РЖД, ВТБ.
Старший вице-президент по информационным технологиям «Ростелекома» Кирилл Меньшов отметил, что в списке используемого его компанией ПО сейчас присутствует около 2 тыс. позиций, и очевидно, что есть «белые пятна», когда отечественных аналогов пока не существует.
Представители госкомпаний отметили, что для перехода на отечественное ПО необходимо сначала провести его углубленное тестирование. Это невозможно осуществить одномоментно, на это необходимо выделить десятки и сотни процессов. Поэтому была высказана инициатива разделить тестирование ПО общего назначения среди госкомпаний, чтобы ускорить эту работу.
А президент РСПП Александр Шохин предложил участникам заседания проанализировать и творчески использовать в сфере ИКТ государственные меры по стимулированию импортозамещения и локализации в других отраслях экономики, например, в автопроме.