На рассмотрение Минкомсвязи будет представлен проект поправок к ряду федеральных законов, в том числе ФЗ «О госзакупках». Если эти документы будут приняты, госструктуры и, возможно, компании с госучастием должны будут учитывать «происхождение» программного продукта при выборе поставщика. Ранее уже были приняты документы, обязывающие госструктуры в тендерах на поставку телеком-оборудования отдавать предпочтение отечественным производителям. Сейчас уточняется, кого именно можно причислить к таковым. О планах распространить такую практику на программное обеспечение знают несколько источников в Минкомсвязи. Сейчас по просьбе министерства отраслевые союзы разрабатывают конкретные меры поддержки для местных производителей программного обеспечения. В частности, сегодня свою версию мер должен будет предложить союз производителей программного обеспечения «Руссофт».
По мнению президента НП «Руссофт» Валентина Макарова, офсетные сделки (когда необходимым условием при заключении контракта с зарубежной компанией является обязательство инвестировать в экономику страны. — РБК daily) широко применяются в мировой практике. «До сих пор разработка ПО не входила в структуру таких сделок в России, хотя является наиболее перспективным сектором, где такого рода операции могли бы стимулировать отрасль и принести новые компетенции», — считает г-н Макаров.
Генеральный директор компании «Инфовотч» Наталья Касперская считает, что без протекционизма со стороны государства российским производителям ПО сложно играть на одном поле с иностранными. «Когда компания-гигант приходит на российский рынок, она уже имеет компетенции и разработки. Единственное, на что она будет тратить деньги, — рекламные и маркетинговые бюджеты. Более того, крупный иностранный игрок может предложить при госзакупках льготные для заказчика условия, чего российские производители сделать в силу объективных причин не могут», — считает г-жа Касперская. Генеральный директор компании Abbyy Сергей Андреев полагает, что принятие подобного решения «создаст дополнительные преимущества для российской экономики».
В пресс-службе компании Microsoft в России отметили, что в настоящее время только оценивают возможные последствия «обрусения» ПО. «На данном этапе мы затрудняемся оценить, какой эффект решение окажет на работу компании Microsoft в России и на весь рынок производства программного обеспечения. Что касается производства в России, то компания уже участвует в проекте «Сколково» и планирует развивать R&D в рамках иннограда», — отметили в компании.
После кризиса государство стало одним из основных заказчиков на IT-рынке, доля госзаказа выросла до 30% от его объема, а по некоторым оценкам, и того больше, говорит президент крупной IT-компании. «Этот рынок очень важен, например, для Microsoft, которая и так понесет серьезные потери от перехода госсектора на ПО с открытым кодом, — говорит собеседник РБК daily. — Что касается самой идеи ввести статус «отечественного производителя ПО», она, может быть, и логична, но сложно реализуема. Единственный легко определимый параметр в этом случае — число сотрудников, работающих на территории России. Какая часть кода написана здесь, а какая вне территории страны, в принципе установить нереально».
Виталий Петлевой