10 января Госдума в первом чтении одобрила поправки к закону о государственно-частном партнерстве (ГЧП), внесенные в апреле 2017 года группой депутатов. Согласно поправкам, создание или модернизация информационных систем смогут проходить по механизмам концессионных соглашений и ГЧП. При этом государство сможет использовать частные инвестиции при реализации своих полномочий по информатизации, в обмен предоставляя инвестору возможность использования созданных систем.
Механизмы закона о ГЧП сейчас распространяются на недвижимое имущество. Его нормы уже задействовали и при разработке IT-решений, но при этом приходилось применять схему номинального строительства. Это создавало риск признания такого соглашения незаконным. Проблемы также возникали при определении владельца интеллектуальной собственности, отмечается в пояснительной записке. Есть пути, позволяющие подстроиться под несовершенное законодательство, констатирует соавтор поправок председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. Сейчас единственным прозрачным способом развития IT со стороны государства остаются госзакупки, отмечает он. В 2017 году их объем в сфере IT составил 47 млрд руб.
Законопроект должен был вступить в силу 1 января 2018 года. Этого не произошло из-за многочисленных согласований, пояснили в комитете по природным ресурсам. Новую дату вступления закона в силу там не сообщили. Поправки запрещают участвовать в качестве частных партнеров в проектах по созданию или модернизации софта в рамках ГЧП иностранным компаниям. Господин Николаев объясняет запрет риском доступа к гостайне, персональным и служебным данным.
Российские IT-компании поддерживают законопроект. Вице-президент «Ланит» Виктор Серебряков сообщил “Ъ”, что в составе экспертной группы компания участвовала в разработке поправок к текущей версии законопроекта, в том числе связанных с передачей прав собственности на ПО в рамках партнерства. «Ожидаем, что их рассмотрят в рамках второго чтения»,— передал он. По мнению Виктора Серебрякова, привлечение бизнеса к созданию госинформсистем повысит их эффективность и снизит бюджетные затраты.
Расходы государства перенесутся на частный бизнес, по консервативной оценке это сэкономит бюджету от десятков до сотен миллиардов рублей, соглашается директор по правовым вопросам и инициативам Фонда развития интернет-инициатив Искендер Нурбеков. Средняя стоимость годового обслуживания федеральной госинформсистемы может составлять около 20 млн руб., уточнил он. Сейчас на федеральном уровне работает более 340 госинформсистем, а на региональном — более 1200, рассказал господин Николаев. Поправки также поддерживают в «МегаФоне». По оценке представителя компании Александра Борейко, возможность соинвестирования разработки ПО и оборудования для комплексных цифровых решений особенно актуальна в контексте реализации государственной программы «Цифровая экономика».
Кристина Жукова