Российский рынок облачных услуг по итогам 2015 года, по оценке российской группы iKS-Consulting, вырос почти на 40% по сравнению с 2014 годом; его объем составил 27,6 млрд руб. Согласно отчету аналитиков (есть в распоряжении РБК), основную часть выручки принесли услуги SaaS (software as a service, то есть предоставление доступа к программному обеспечению через интернет на условиях аренды) — объем этого сегмента достиг 22,2 млрд руб. На услуги IaaS (infrastructure as a service, то есть возможность использовать облачную инфраструктуру, серверы, хранилища данных, сети, операционные системы для запуска своих программных решений) пришлось 4,4 млрд руб. Еще 1 млрд руб. составил сектор PaaS (platform as a service, то есть набор инструментов и сервисов, облегчающих разработку и развертывание облачных приложений).
К 2020 году, по прогнозу iKS-Consulting, весь рынок облачных услуг вырастет почти в три раза, до 78,6 млрд руб. При этом сегмент SaaS достигнет 55,2 млрд руб., IaaS — 19,4 млрд руб., а PaaS — 4 млрд руб.
Рост спроса на облачные сервисы опрошенные РБК участники рынка связывают прежде всего с увеличением объема государственного заказа на эти услуги. В частности, основным драйвером на ближайшие годы станет закон «О персональных данных», запрещающий хранение персональной информации россиян за рубежом. «Именно это заставляет многих потребителей «переезжать» в российские ЦОДы и на отечественные облачные программы, если зарубежные иностранные сервисы продолжают хоститься за рубежом», — считает ведущий консультант iKS-Consulting Станислав Мирин.
Еще одним стимулом для рынка, хотя с рядом оговорок, станет законодательство в области импортозамещения. Усилия государства в области перехода на отечественные программные решения окажут «двоякое влияние» на сегмент, поясняет Мирин. «Для IaaS переход на облачные услуги позволяет компаниям работать физически на импортном оборудовании, которое они используют опосредованно, через облачных провайдеров, и избегать таким образом ограничений, связанных с импортозамещением, с одной стороны, или западных санкций на использование высокотехнологичного оборудования, с другой стороны», — объяснил консультант.
Он также напомнил, что в сегменте SaaS ограничения на использование зарубежного софта затрагивают в первую очередь государственные организации, которые осуществляют закупки через тендеры. «При этом четкого ограничения на оказание услуг, к которым можно отнести облачный софт, нет. Таким образом, подписка на зарубежные облачные продукты SaaS даже для государственных организаций вполне возможна», — считает Станислав Мирин.
Представитель «Ростелекома» Ирина Жаброва уточняет, что когда речь идет о покупке услуги, а не софта, то заказчик, в том числе госорган, вправе провести такую сделку. «Например, можно организовать виртуальный ЦОД на базе программного обеспечения Microsoft, но хостинг будет идти через российскую компанию, например «Ростелеком», — рассказала она.
Директор департамента развития облачных сервисов и продуктов компании «Сервионика» Вячеслав Самарин соглашается с увеличением роли госзаказчиков, но считает, что рост рынка IaaS не стоит связывать только с импортозамещением. «Облака уже зарекомендовали себя как эффективный инструмент трансформации IT-инфраструктуры, позволяющий упростить управление ресурсами, снизить стоимость владения и гибко адаптировать IT-составляющую бизнеса к изменениям рынка. Поэтому интерес к ним будет возрастать, и у российских IT-компаний появится больше стимулов развивать собственные решения в этой области», — говорит он.
В iKS-Consulting не приводят основных игроков рынка SaaS, объясняя, что он слишком фрагментирован и что сравнивать компании разных направлений некорректно. Аналитики лишь отмечают, что 54% объема сегмента SaaS приходилось на бухгалтерский учет и системы отчетности, еще 16,4% обеспечили операторы облачной телефонии и call-центры. Заметным сегментом (12,5%) были офисные программы, графические редакторы и т.п. В основном речь идет о предоставлении доступа к облачным продуктам Microsoft, рассказали РБК в iKS-Consulting.
Крупнейшими игроками рынка IaaS по итогам 2015 года были: «Ай-Теко» (13,9% с учетом дочерней «Сервионики»), КРОК (13,1%), Dataline (11,3%), Softline (9,1%) и «ИТ-Град» (7,8%).
Согласно оценке информационно-аналитического агентства Telecom Daily, объем российского рынка облачной телефонии по итогам 2015 года достиг 2,5 млрд руб., в 2016 году этот рынок может вырасти на 16%, до 2,9 млрд руб. Гендиректор Telecom Daily Кусков Денис отметил, что, с одной стороны, спрос на традиционную телефонию снижается, поэтому операторы запускают облачные услуги. При этом для небольших компаний виртуальные АТС — это простой и дешевый способ организовать работу вне офиса сотрудников call-центра, консультантов и сотрудников служб продаж. Например, они могут работать из дома, за счет чего компания экономит на аренде офисных площадей. С другой стороны, на этот рынок выходят новые игроки, примером чего может служить запуск интернет-компанией «Яндекс» сервиса «Яндекс.Телефония».
Представитель «МегаФона» Юлия Дорохина отмечает, что виртуальная АТС приносит экономию до 1 млн руб. в год для компании из 15 человек. «Экономия складывается из покупки и установки оборудования, регистрации городского телефонного номера, работы сотрудника и других факторов», — поясняет она. Благодаря облачным продуктам можно оперативно организовать и наладить работу офиса в любом месте, говорит представитель «МегаФона».
«Мы видим, что все больше компаний привлекает облачная модель потребления IT как услуги. Прежде всего это связано с текущей экономической ситуацией: компании ищут инструменты, которые помогут им развиваться, отстраиваться от конкурентов, создавать новые подходы к ведению бизнеса, бизнес-модели, при этом решения должны быть практичны и экономичны, — говорит представитель Microsoft Кристина Давыдова. — Облака сегодня позволяют реализовать интеллектуальные решения нового поколения, такие как системы машинного обучения, предсказательная аналитика, связанная с обработкой больших объемов данных, автоматические переводчики и персональные ассистенты, высокопроизводительные вычисления для таких областей, как генетика или машиностроительное конструирование, а также системы для сбора и обработки потоков данных, поступающих от сетей датчиков интернета вещей». Она отметила, что использование современных «облачных» технологий позволяет не просто экономить. Если компании нужен временный персонал, нанимаемый на определенный период, то именно облачные технологии позволяют быстро расширять и увеличивать мощность сервисов и немедленно сокращать ее, когда штат вновь становится прежним, пояснила Давыдова.
Как отмечает аналитик iKS-Consulting Светлана Патрикеева, для пользователя облачных сервисов капитальные затраты (CAPEX) переходят в эксплуатационные (OPEX). Кроме того, можно сократить затраты на обновление ПО и обслуживание инфраструктуры. По оценке Патрикеевой, стоимость проектов по использованию виртуальных мощностей для крупных заказчиков может достигать нескольких миллионов рублей в месяц, в то время как для компаний сегмента среднего и малого бизнеса — от 150 тыс. до 400 тыс. руб. в месяц, для совсем небольших — от 20 тыс. до 40 тыс. руб. в месяц.
В «Ростелекоме», который владеет сервисом Softline, уже зафиксировали востребованность облачных сервисов по росту доходов от сегмента в выручке компании. В первом полугодии 2016 года выручка от дополнительных и облачных услуг оператора увеличилась на 41,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Облачное решение позволяет достичь экономии на стоимости владения IT-инфраструктурой от 30 до 70%, значительно сократить первоначальные капитальные затраты, быстро развернуть и ввести систему в эксплуатацию. Все эти показатели в сегодняшней ситуации сокращающихся IT-бюджетов актуальны как никогда», — говорит Ирина Жаброва.
Анна Балашова